Звук
Шрифт
Интервал
Цветовая схема
Изображения
В Краеведческий информационный центр центральной городской библиотеки им. В.Ф. Кашковой поступила книга Соловьева С.А. «Звон колоколов радует сердце. Воспоминания лисинца.» - Санкт-Петербург: Сатисъ, Держава, 2007. - 174с.: фото.
Автор книги Сергей Андреевич Соловьев - ученый лесовод, житель удивительно красивого места под Санкт-Петербургом - села Лисино-Корпус, с прекрасным храмом в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Он вспоминает о своем детстве, проведенном в Торжке.
"Моя родина - город Торжок Тверской губернии, хотя я родился не в самом городе, а в деревне Яконово в 7 верстах от него. Родители мои учились и работали в городе, да и детство я провел в Торжке, поэтому мы все новоторы и новоторжцы...
Борисоглебский монастырь находился на правом, высоком и крутом берегу Тверцы за крепостной стеной. В нем было четыре храма. Борисоглебский собор, круглый, обширный - на три тысячи человек, оригинальной архитектуры. Он содержал главные святыни обители: мощи преподобного Ефрема в серебряной раке под балдахином и икону Божией Матери "Одигития". Небольшой храм XVI века реставрировался, и в него не пускали, в других храмах тоже не бывал. С левого берега Тверцы монастырь выглядел очень красиво и величественно.
...Я сам не раз, прикладывался к мощам преподобного Ефрема, видел в его раке голову Георгия.
Посредине Торжка на площади находился Преображенский собор, творение Карла Росси, это был главный храм города. В нём хранились мощи святой Иулиании Новоторжской, которая сохранила супружескую честь и была за это зарублена Вяземским князем, ее домогавшимся.
Женский монастырь стоял выше по течению Тверцы. Бабушка Анна брала меня туда с собой: не на службу, а отдавать на простежку ватные одеяла, что сестры обители делали очень красиво.
Приходской храм деревни Яконово был посвящен святителю Николаю. Он находился на берегу Тверцы. Здесь на кладбище, похоронены мой дед Михаил и бабка Агриппина.
С отцом или бабушкой мы ходили в мужской монастырь только на обедни. всенощные там были очень протяжные, по монастырскому чину, а пение - тягучим, древних знаменитых распевов.
И вот мы идем по извивающейся дороге все вверх и вверх. Слева громоздится высоченный земляной вал, насыпанный в древности для защиты города от татар. Справа - глубокое ущелье, за которым на крутом косогоре стоит храм Михаила Архангела. Этот храм - единственный в городе, который не закрывался никогда: ни в годы бесчинств коммунистических банд, ни после тотального сожжения Торжка фашистскими самолетами...
В Торжке очень любили разводить голубей. Недаром на гербе города изображены голубиные стаи. Голубеводством увлекались не только мальчишки, но и многие зрелые люди. Разводили декоративных -шоколадных, белых, с дутым зобом голубей, но более всего ценили турманов, которые, поднявшись выше облаков, там кувыркались. Бывало, на улицы выходили десятки людей полюбоваться этим бесшумным, мирным зрелищем, а счастливый хозяин свистом поднимал стаю, и все радовались.
Зачастую во дворе соседнего дома несколько мужчин собирались "на сыгровку" с домрами и балалайками. Мы, мальчишки, очень любили сыгровки, слушали их с замиранием сердца, и родные русские мелодии запоминались на всю жизнь. "Вдоль по Питерской", "Не брани меня, родная", "Барыня", "Хуторок", "Мой костер", "По Дону гуляет казак молодой" и множество других мелодий мы вспоминали потом под "тальянку" на войне. Их, оказывается, знали и москвичи, и брянцы, и новгородцы, и сибиряки, и оренбуржцы, и мы -новоторы.
Но вот наступал канун двунадесятого праздника. Вечером все (люди нашего круга) готовились идти ко всенощной. Ждали колокольного звона. А поскольку часы у всех ходили по-разному, а радио не было, ожидали первого удара колокола на колокольне собора. Сразу раздавался звон во всех храмах города, особенно выделялись басовитые удары большого колокола в монастыре и прекрасные звуки колокола нашего храма Священномученика Климента, папы Римского. Складывалось возвышенное настроение, близкое к восторгу, сердце устремилось к Небесам.
...Наша семья собралась переезжать в Калашниково, куда маму направили работать. Но там еще не оборудовали квартиру, и мы жили то в Яконове, то в Торжке, то в Калашникове, с переездами, перевозкой имущества. А нас у родителей было трое".
Сергей Андреевич Соловьев рассказывает об истории церкви в трагическом XX веке: разрушение и закрытие храмов. О восстановлении, возрождении церковной жизни на рубеже ХХ и ХХI веков; о людях, которые сохранили крепкую веру, надежду на милосердие Божие и все свои силы отдали на то, чтобы вновь звонили на Руси колокола.
Пользователей онлайн: 0.