Женский экипаж

Фото верталета В Музее вертолётов города Торжка стоит винтокрылая машина Ми-24, его цвет отличается от другой авиационной техники, он окрашен в голубой, белый, красный и синий цвета. На нем табличка, которая привлекла моё внимание «На этом вертолёте, в период с 1 сентября по 12 октября 1992 года, женским экипажем в составе: - командира Расторгуевой Г.В., - лётчика-оператора Кошкиной Г.В. - штурмана Полянской Л.А., был выполнен перелёт по маршруту Торжок - Майами (США). Протяженность маршрута 28 тысяч километров». Я с удовольствием сфотографировалась с МИ-24 и решила узнать кто эти героини, бросившие вызов природе и правда ли, что такой межконтинентальный перелёт начался в нашем городе?


Фото верталета Вот что мне удалось узнать. Это событие, случившееся в 1992 году, могло бы войти в один ряд с перелётами экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова, а сами лётчицы – стать национальными героинями. О полёте практически ничего не писали и не говорили. Сведений о нём в открытом доступе крайне мало. Единственное, где можно найти информацию – это небольшая книжка, изданная в Торжке в 1999 году «Центр боевого применения и переучивания (летного состава армейской авиации)» и на официальном сайте Музей вертолетов в Торжке: https://dosaafrt.ru/prochee/muzej-vertoletov-v-torzhke-ofitsialnyj-sajt.html) 


В 1992 году в мире отмечалось 500-летие открытия Христофором Колумбом Америки и 50-летие с момента подписания соглашения между СССР и США о поставках Советскому Союзу товаров и военной техники в рамках взаимопомощи (закон о ленд-лизе). Двум этим датам был посвящён перелёт по маршруту: Москва (Тушино) - Новосибирск - Якутск - Магадан - Анадырь - Анкоридж (Аляска, США) - Уайтхорс (Канада) - Форт - Сент -Джон - Эдмонтон - Виннипег - Сент-Луис (США) - Майами. Трое участниц – командир Галина Расторгуева, штурман Людмила Полянская и второй пилот Галина Кошкина (Скробова) уже имели за плечами несколько рекордов по скорости, дальности и высоте полёта на вертолётах. 


«Вся подготовительная работа по осуществлению перелета заняла около четырех месяцев и проводились на базе Центра г. Торжка. С этой целью была сформирована группа специалистов их числа самых подготовленных летчиков, штурманов, преподавателей офицерских курсов и инженерно-технического состава.


В связи с тем, что пилоты-женщины не имели достаточного опыта пилотирования боевых вертолетов, обучение пришлось начать практически с нуля. Однако, благодаря высокому методическому мастерству летчиков-конструкторов: командира 696-го иивп: полковника А.С. Борисова, начальника отдела полковника А.В. Рудых, инспектора-летчика подполковника А.К. Чичкина, преподавателей цикла авиационной техники подполковника В.И. Иваненко, В.А. Ильиных и майора С.Ю. Городничего программа теоретической подготовки и практического восстановления летных навыков была выполнена полностью», - читаем в книге «Центр боевого применения и переучивания (летного состава армейской авиации)» (Торжок, 1999).  
 

 

Сестры Икара


Фото Кто сказал, что печатное слово не способно определить судьбу! 


Однажды ей довелось прочитать книгу «Жизнь – вечный взлет»Т.Б.Кожевниковой и М.Л.Попович. Эту книгу Галина Петровна Кошкина прочитала 15 раз! История о знаменитой лётчице Марине Попович поразила до глубины души. Шутка ли? Женщина – военный лётчик-испытатель, установившая 102 мировых рекорда. С той поры мысль о покорении высоты прочно поселилась в девичьих мечтах. В школьном сочинении девочка так и написала: «Хочу быть лётчицей». 


2 мая 1962 года в небольшой деревне Беркутово Республики Башкортостан появилась на свет девочка Галя Кошкина. Никто не мог и предположить, что, повзрослев, она заболеет небом и, несмотря на множество препятствий, воплотит в жизнь свою крылатую мечту. 


В то время девушек в военные училища не принимали, но Галина твердо решила добиваться поставленной цели. После окончания школы, она решила поступать в Уфимский авиационный институт и выбрала факультет и специальность «Авиационные двигатели». Хотелось понять, как работает «сердце» крылатой машины. А затем добиваться учебы на военной кафедре.


Обложка книги Фото В 1981 году, совмещая работу уборщицей в агентстве «Аэрофлот», учёбу в институте и занятия в авиаклубе, девушка не оставляла мысли найти своего кумира – Марину Попович. Накопив немного денег, она отправилась в Москву. Марина Лаврентьевна Попович поразила своей красотой и неожиданной для «звезды» легкостью в общении. Они не могли наговориться. Как будто знали друг друга всю жизнь. Её мечта начинала сбываться. С Мариной Попович они с тех пор поддерживали постоянную связь. 


В 1986 году Галина  окончила Уфимский авиационный институт по специальности «Авиационные двигатели» с присвоением квалификации инженера-механика. 


А небо манило всё сильнее, она знала, что в Волчанском авиационном училище лётчиков ДОСААФ объявили специальный набор. Стали принимать в качестве исключения девушек. Без колебаний Галина поехала в Волчанск подавать документы, ей отказали. Причина – высшее образование, звание лейтенанта запаса и возраст. К тому времени девушке было уже 24 года. Тогда она просто пошла к начальнику училища и, выложив перед ним на стол свой институтский диплом инженера, твердо сказала: «Дайте возможность работать техником вертолёта». Генерал удивился и возразил: «Согласно вашему образованию – вам положено работать инженером?!»


«Она летала даже во сне. Грезила только о том, чтобы подняться к облакам... Если смело идти за крылатой мечтой, то она обязательно сбудется!»
Затем закончила Запорожское авиационное училище лётчиков ДОСААФ СССР с красным дипломом.


Фото Галина Скробова-Кошкина – вертолётчица, полковник, член Московского областного регионального отделения Союза женщин России. Единственная женщина лётчик, окончившая Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина и адьюнктуру. В Военно-воздушных силах Министерства обороны РФ прослужила более 20 лет и около 10 лет – в авиации МВД России и Росгвардии в должности старшего инспектора-лётчика отдела безопасности полётов.
(Более подробно биографию Галины Скробовой - Кошкиной читайте: https://wuor.ru/posts/11404-litsaszhr_galina_petrovna_skrobova-koshkina)

 

Галина Викторовна Расторгуева родилась 16 мая 1936 года. Летать начала в 19 лет в аэроклубе, учась в Московском авиационном институте, который окончила в 1959 году. Работала инженером по эксплуатации электрооборудования тяжёлых самолётов в Шереметьеве. Одновременно летала инструктором-общественником в аэроклубе.


В 1960 году экстерном закончила Центральную планерно-вертолётную школу ДОСААФ. В 28 лет стала «Отличником Аэрофлота».
В Кременчуге прошла курс обучения за три месяца. В 1965 году освоила пилотирование вертолёта Ми-4, а в 1967 году пилотирование вертолёта Ми-8.


Окончив училище, стала работать в Московском вертолётном отряде гражданской авиации.


В 1967 году Валентина Степановна Гризодубова искала для лётно-испытательного центра своего НИИ лётчицу для проведения лётных испытаний. От кандидата на эту работу требовалось наличие диплома лётчика и диплома авиационного инженера. В сентябре 1967 года Галина Расторгуева была принята на работу. Была направлена в Школу лётчиков-испытателей Минавиапрома. 


Расторгуева получила диплом об окончании Школы лётчиков-испытателей ей была присвоена квалификация «лётчик-испытатель 4-го класса МАП СССР».


Восемнадцать лет она проработала лётчиком-испытателем 1-го класса. Налетала около 4000 часов практически на всех вертолётах, созданных в ОКБ им. М.Л. Миля.


 Международная авиационная федерация утвердила 8 рекордов, установленных женским экипажем. Имена Галины Расторгуевой и Людмилы Полянской с показателями рекордов занесены в «Советскую военную энциклопедию». 


«Каждый полет был очень сложным испытанием для экипажа и машины. Однажды во время полета на 1000 км нам пришлось полтора часа выдерживать взлётный режим. Как правило, этот режим длится не более пяти-шести минут. Вибрация, вызванная скоростью [...] плюс грубый воздух, разорвали топливо-провод, и оставшееся топливо просочилось в кабину, когда мы находились в низком положении носа. Это испортило [нашу] обувь и портфель штурмана, и от нас воняло керосином. Но в то время топлива было очень мало, так что нам повезло», - писала Расторгуева.


За установление серии мировых рекордов Галине Викторовне Расторгуевой было присвоено звание «Заслуженный мастер спорта СССР».
(Полностью текст читайте на странице: https://ru.wikipedia.org/wiki/Расторгуева,_Галина_Викторовна)


Людмила Александровна Полянская — русская (советская) летчица, штурман гражданской авиации. Это всё, что я нашла о Л. А. Полянской.

 

Фото Фото
Людмила Полянская и Галина Расторгуева( https://www.rbth.com/history/333387-soviet-women-pilot-helicopter)


Экипаж российского вертолёта повторно открывает Америку


Почему вертолёт, который совершил межконтинентальное путешествие стоит в музее вертолётов в Торжке и на его кабине надпись, что именно из Торжка начался перелет? На многие вопросы помогла ответить статья доктора наук, автора книг и статей об авиационной и ракетной технике, автора двухтомного справочника «Вертолёты» и книги «Мировые рекорды вертолётов», Евгения Ивановича Ружицкого, в третьем номере журнала «Авиация и космонавтика» за 2003 год. Она называется «Великие перелёты на вертолётах». (https://bookree.org/reader?file=66637)


Хочется привести интересные отрывки из статьи:
«Вместо обычной камуфляжной окраски, вертолёт, предназначенный для перелёта, был окрашен в белый, красный и синий цвета. По бокам фюзеляжа вертолёта были изображены государственные флаги России, а также Канады и США, над территорией которых должен был проходить перелёт. Кроме того, по бокам фюзеляжа были изображены дипломы и медали FAI за установленные нашими лётчицами мировые рекорды на вертолёте А-10 (рекордном варианте вертолёта Vln-24). Подобные рекламные изображения дипломов и медалей за мировые рекорды стали наносить на свои вертолёты американские пилоты, совершившие кругосветные перелёты. На нашем вертолёте была изображена также переданная в дар правительству США статуя Колумба, выполненная Зурабом Церетели, а ее изображение на фюзеляже вертолёта нарисовала художница, дочь Церетели Елена Зурабовна.


Для организации перелёта и проведения связанных с ним официальных переговоров, была создана при международном женском центре в Москве программа "Родина", названная так в честь рекордного самолёта B.C. Гризодубовой.

 

Фото
Людмила Полянская и Галина Расторгуева с президентом Клуба "Вертящиеся девы" Фэис Ричардс


По решению Главнокомандующего объединенными вооруженными силами СНГ Е.Шапошникова лётчицы должны были отвечать за безопасность перелёта, а вопросы, связанные с аукционной продажей Ми-24 за рубежом должно было решать правительство России через Оборонэкспорт МВЭС РФ.

 

В перелёте лётчиц сопровождал инженер майор ВВС Игорь Гайворонский. возглавлявший группу технического обслуживания. Вместе с Ми-24 в полёт шёл и сопровождающий вертолёт Ми- 17, на котором летели также представители "Спецвнеш техники". Пилотировал вертолёт Ми-17 военный лётчик В.М. Чернов, вторым пилотом был В.В. Калиш из Центра боевого применения и переучивания (лётного состава армейской авиации) Торжка.


Перелёт готовился лётчицами два года, в течение которых они согласовывали с российскими, американскими и канадскими чиновниками разрешение на перелёт своего вертолёта Ми-24, считавшегося военным вертолётом. Надо было также оформить такие же разрешения и на сопровождавший их транспортный вертолёт Ми-17.


В 1992 году с 1 сентября по 11 октября женский экипаж в составе командира вертолёта Расторгуевой Галины и штурмана Полянской Людмилы, а также оператора Кошкиной Галины из ВВС согласно решению Правительства России от 30.07.92 г. ГХ-П 10-27914 выполнил рекламный и благотворительный перелёт по маршруту Москва - Анадырь - Аляска - Канада - Майами. Перелёт выполнялся по маршруту ленд-лиза, по которому в 1942 году начались перелеты самолетов из США в СССР.


Спонсорами перелета были Министерство обороны России, Московский вертолётный завод им. Миля, компания "Спецвнештехника" и ОАО "Корпорация Радиокомплекс".


Ведущие приборостроительные фирмы России и Канады установили на вертолёте новейшее навигационное спутниковое оборудование, в том числе систему "Квиток", изготовленную по конверсии, в целях их рекламы и проверки работоспособности в сложных условиях перелёта.


Впервые в истории авиации женский экипаж выполнил сверхдальний перелёт общей протяженностью 25000 км. Фактически в этом перелёте были проведены эксплуатационные испытания вертолёта и оборудования в крайне сложных климатических, рельефных и метеорологических условиях: постоянных снегопадов и обледенения в горах и над океаном на Крайнем Севере, а затем в условиях высокой влажности, жары и ливней в тропиках.
Организацией перелёта занимался его штаб, возглавляемый В.И. Войтюком из отдела О.Д. Бакланова. Провожать лётчиц приехал мэр Москвы IO.B. Лужков, который должен был возглавить российскую делегацию на праздновании 500-летия открытия Америки. Он передал нашим лётчицам для доставки в Майами статуэтку Колумба.


В первый день лётчицы пролетели всего 235 км. так как поздно вылетели и приземлились во Владимире. Зато на следующий день пролетели 750 км до Сызрани. План маршрута был составлен совместно со штурманской службой ВВС гак, чтобы ежедневный полёт не превышал 400-800 км в зависимости от погодных и климатических условий. Вертолёты летели вместе, погода была хорошая. Однако в Братске задержались на пять дней из-за отсутствия денег на оплату стоянок и топлива. Затем препятствием стала погода. которая дальше по маршруту стала ухудшаться, и лететь приходилось по приборам. На участке маршрута от Усть-Ман до Охотска Галине Расторгуевой пришлось пригласить штурмана вертолёта Ми-17 Владимира Калиша, занявшего место оператора вместо Галины Кошкиной. Более трех часов опытный штурман помогал Расторгуевой пилотировать вертолёт. Впрочем, такой вариант был запланирован заранее.


За Охотском вертолёты продолжали лететь рядом в сложных метеорологических условиях, пилотирование вертолётов усугублялось очень сложным гористым рельефом, когда лететь приходилось вдоль ущелий. Поэтому 16 сентября, пролетев Эвенск. экипажи должны были разделиться и возвращаться в Эвенск из-за плохой погоды отдельно; Ми-17 летел на эшелоне 1200 м. а Ми-24 на малой высоте, как отмечала Полянская, "ниже низшего с выходом на Члйбуху и заходом по пеленгатору со стороны моря". На следующий день, 17 сентября, полёт был продолжен и, пролетев Маркове, Анадырь и бухту Провидения, 20 сентября лётчицы приземлились в Номе, Аляска. Над территорией России они пролетели 10243 км.


Большую помощь лётчицам в полете оказывал борт-инженер вертолёта Игорь Гайворонский, «суровый ангел- хранитель», как называли его лётчицы. Он поддерживал в полёте работоспособность всех агрегатов и систем, устраняя мелкие неисправности. В полёте над Беринговым проливом он обнаружил отказ одного из двух топливных насосов, что грозило вынужденной посадкой на воду. Позже он сумел устранить эту неисправность, благодаря чему полёт был продолжён.


Экипаж потерял несколько дней на получение разрешения пролёта Соединенных Штатов, не желая возвращаться домой после первой посадки на американской земле. Целая неделя прошла в ожидании одобрения маршрута от госдепартамента и министерства обороны США. Лётчицы столкнулись с первыми трудностями, когда срок бронирования гостиницы истек, пока они ожидали утверждения плана-графика перелёта.


30 сентября было наконец получено разрешение на дальнейший полёт от Госдепартамента и министерства обороны США.


Перед покиданием Аляски и продолжением полёта в воздушном пространстве США, по согласованию с госдепартаментом и министерством обороны США, официальные представители ФАА попросили, чтобы лётчицы встретились с ними и запланировали отдых на маршруте, во время которого на вертолёте Ми-24 была бесплатно установлена новейшая навигационная система канадской фирмы, чтобы лётчицы могли спокойно лететь до «солнечных небес Флориды».


Третьего октября лётчицы покинули Анкоридж и направились в сторону Фербенкса, так как ущелья между Анкориджем и Гульканой были закрыты облаками. Двумя днями позже они вышли из воздушного пространства Фербенкса в сопровождении эскорта военного вертолёта Сикорский S-70 «Блэк Хок» национальной гвардии Аляски. В Анкоридже лётчицы по согласованию с национальной гвардией Канады взяли на борт канадскую лётчицу капитана Джоан Гордон. Как символ солидарности Джоан сопровождала российские вертолёты до пересечения канадско-американской границы.


На границе к экипажам вертолётов Ми-24 и Ми-17 присоединились два лётчика американских ВВС для сопровождения в полёте и организации отдыха при перелёте.


Несмотря на технические проблемы, суровую погоду Аляски и Канады и другие препятствия, лётчицы прибыли во Флориду 11 октября, как отмстила печать «невредимые и в срок». Первопроходческий перелёт по их проекту был успешно завершён.
Журнал «Найнти Найн Ньюс» поместил тоже подробную статью о перелёте наших лётчиц под заголовком: «Русские идут – уточняю, они здесь, уточняю – они улетели!»


Журнал отметил: «Когда русские лётчицы приземлились, в Майами встречали их от ассоциации вертолётчиц Адаме Мишель и Пас Галена с присоединившейся Бриджит Вен дер Лу, вторым пилотом из Голландии, которая была в это время в Майами. Галена Пам летала вместе с Галиной и Людмилой на посадочную площадку острова Бостон на торжественную церемонию. В Майами они присутствовали на церемонии презентации 300 футовой бронзовой статуи Колумба, сделанной русским скульптором для города Майами 12 октября в Дни Колумба.»


В заключение в журнале отмечается: «Наши поздравления Галине и Людмиле с достижением цели: полет вертолёта по Соединенным Штатам осуществлен членами вертолётной ассоциации впервые!»


Американский вертолётный журнал «Ротор Уинг» в своем выпуске за декабрь 1992 г. подробно рассказал о перелёте российских лётчиц в статье «Экипаж российского вертолёта повторно открывает Америку», поместив в нем фотографии лётчиц и вертолёта в Майами.


Во многих авиационных журналах США и Канады также были помещены подробные статьи о перелёте наших лётчиц и их фотографии возле вертолёта вместе с сопровождавшими их канадской лётчицей Джоан Гордон и лётчиками американских ВВС.


В Майами наших лётчиц поздравил с успешным перелётом присутствовавший на торжественной церемонии руководитель российской делегации мэр Москвы Ю.В. Лужков, который сфотографировался с ними и пожелал им успешного завершения перелёта и благополучного возвращения.


Общая протяженность перелёта Москва-Майами составила 19156 км и заняла 39 дней, включая 85 часов 46 мин лётного времени. Из Майами лётчицы продолжили перелёт в Ватсон Лейк, который потребовал еще 19 дней (с 18 октября по 7 ноября), увеличив общую протяженность перелёта до 24862 км, а полное полётное время до 112 ч 48 мин. Предполагалось, что в Ватсон Лейк оба вертолёта будут проданы на аукционе для компенсации расходов на перелёт и привлечения валютных средств на благотворительные цели. К сожалению, эта финансовая операция не состоялась из-за повреждения вертолёта МИ, задевшего рулевым винтом за ангар. Поэтому оба вертолёта вместе с их экипажами были доставлены в Россию на транспортном самолёте Ан-124.


Возвращение российских лётчиц на Родину прошло скромно. Новую власть не  интересовали отечественные достижения науки и техники, несмотря на то, что они были так высоко оценены за рубежом. Выдающийся женский перелёт, выполненный нашими лётчицами, о котором так подробно писали зарубежные авиационные издания, остался незамеченным для нашей печати.


Вертолёт Ми-24. участвовавший в перелёте, был поставлен на вечную стоянку в 344-м учёбном центре боевой подготовки военных лётчиков-вертолётчиков в Торжке, хотя этой заслуженной винтокрылой машине самое место стоять в экспозиции музея ВВС в Монино.


Зато за рубежом в последние 20 лет основными видами новых мировых рекордов становились как раз сверхдальние перелёты и перелёты вокруг земного шара, организуемые состоятельными пилотами-любителями, желающими установить мировой рекорд и прославить себя, или фирмами, рекламирующими свои вертолёты и двигатели».

Фото

Вот какую интересную информацию я узнала о перелёте, об авиаторах-женщинах и о вертолёте, который скромно стоит в Музее в Торжке. В  2022 году этому событию исполнилось 30 лет!

 

 

Заведующая отделом управления фондами 
МБУ города Торжка «ЦСБ и архивного дела» Ипатова Т.Н.

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.