Риторика

Основная задача уроков риторики - развитие коммуникативно-речевых умений, в число которых входит умение владеть голосом и интонацией "для выражения любой страсти" (Аристотель), умение отбирать интонационные средства в соответствии с темой, содержанием и стилем речи, а также с учетом ситуации общения, в которой произносится речь. Кроме структуры и содержания речи, необходимо оценивать еще и технику ее исполнения, т.е. звуковые средства (голос, интонацию) и визуальные средства (жесты, мимику, контакт глаз, дистанцию, манеру держаться и т.д.).

Наряду с совершенствованием голоса главное в процессе обучения риторике развивать следующие интонационные умения:

- умение "расшифровывать" интонацию высказывания, т.е. определять по интонации коммуникативное намерение автора, оттенки эмоциональных и волевых значений высказывания, оценивать соответствие интонации жанровым особенностям текста;

- умение отбирать интонационные элементы, наиболее точно передающие грамматическое и эмоциональное значение высказывания;

- умение пользоваться знаками интонационной транскрипции (составлять интонационную партитуру) при подготовке текста к произнесению;

- умение интонационно оформлять высказывание (текст) в соответствии с его жанровыми особенностями, ситуацией общения (коммуникативной установкой, адресатом).

Большое значение необходимо предавать грамматической интонации (завершенности, незавершенности, перечисления, пояснения, обращения и т.д.), поскольку грамматическая интонация создает скелет речи, ее фундамент, на который накладывается интонация, передающая дополнительные эмоционально-стилистические оттенки.

 

 

 

Составитель материала: Г.В. Семенюк, член Совета общественности города Торжка, член Молодежной палаты при Законодательном Собрании Тверской области, экскурсовод Всероссийского историко-этнографического музея.

Zoom Lebron XV 15

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.