Скороговорки для улучшения и развития хорошей дикции взрослых и детей

В настоящее время найти человека, который четко и ясно произносит все звуки и слова, непросто. Конечно, есть люди, которым хорошая дикция дается от природы, но их не так много. Тем, кто хочет, чтобы их всегда понимали, не переспрашивали по десять раз «Что ты сказал?», кто хочет развить речевой аппарат и избавиться от «каши во рту», вполне по силам помочь себе с помощью специальных упражнений и скороговорок для хорошей дикции.

Дикция – это произнесение слов и звуков отчетливо, с правильной артикуляцией. Чаще всего причиной плохой дикции является малоподвижность нижней челюсти, неумение хорошо открывать рот во время разговора.

Заниматься улучшением дикции можно на специальных курсах, группами и индивидуально, с логопедами, а можно и самостоятельно, с помощью скороговорок, направленных на правильное произношение отдельных звуков и их сочетаний. При произношении скороговорок, их множественном повторе, вы через некоторое время заметите, что непослушные ранее звуки произносятся всё легче, речь становится более членораздельной и понятной.

Скороговорки для дикции можно подразделить на «взрослые» и «детские», отличие их – только в смысле. Если скороговорки предлагаются ребенку, то они должны быть понятны, для маленьких детей – проиллюстрированы, а тем детям, кто уже умеет читать, скороговорку полезно записать на бумаге, отметить отрабатываемые звуки и показать их правильную артикуляцию.

А вот какие скороговорки для улучшения и развития хорошей дикции взрослых и детей вы можете разучивать на отработку отдельных звуков.

Звук «Р»:

- «Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали»;

- «Собирала Маргарита маргаритки на траве. Растеряла Маргарита маргаритки, да не все»;

- «На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова. Дрова вширь двора, дрова вдоль двора. Не вместит двор дров, надо выдворить дрова на дровяной двор обратно»;

- «Королева Клара строго карала Карла за кражу кораллов».

Звук «Л»:

- «Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила»;

- «Ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели»;

- «Полили ли лилию? Видели ли Лидию? — Полили лилию. Видели Лидию»;

- «Орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пером».

Звуки «Б», «П»:

- «Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала»;

- «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»;

- «Горят лампы на рампе»;

- «Командир говорил про подполковника, про подполковницу, про подпоручика, про подпоручицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал»;

- «Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: «Сено граблями, краб, грабь».

Звук «Ц»:

- «Целебен сок цветка нарцисса, он исцеляет тела мышцы. Цыгане ценят это средство и лечат этим средством с детства»;

- «Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: «цыц!»;

- «Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла наконец»;

- «Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь».

Шипящие звуки:

- «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарище товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарища товарищу товарищ»;

- «Чижик, щука, три леща чуют чёрта, трепеща»;

- «В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. Чрезвычайно чисто, чрезвычайно чётко»;

- «Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке»;

- «У Фени фуфайка, у Фаи туфли»;

- «Чешуя у щучки, щетина у чушки»;

- «Зажужжала пчела, дожужжалась паука»;

- «Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шуршат и шарят гроши».

Скороговорки на сочетание нескольких звуков:

- «Егерь Емеля в ельнике ел ежевику»;

- «На горе Арарат растёт крупный виноград»;

- «У осы не усы, не усищи, а усики»;

- «Елизавета, Екатерина и Яков продавали на ярмарке яркие майки»;

- «Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру»;

- «Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, всех в сугроб»;

- «Майя и Тимофей сидели на скамейке у подъезда и слушали соловья»;

- «Вот сироп, кисель в стакане, это сырники в сметане, апельсины, персик, сливки, и сосиски есть в подливке».

Несколько правил для развития хорошей дикции и произношения скороговорок:

 

- вначале слова надо произносить медленно, по слогам, четко их выговаривая;

- произносить скороговорки перед зеркалом беззвучно;

- произносить скороговорки шёпотом, но звуки должны быть понятны и слышны;

- пробовать произносить знакомый текст разными голосами: детским, женским, мужским, пропеть слова.

Золотое правило хорошего произношения – чтобы говорить быстро – надо научиться говорить медленно.

Nike

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.