Звук
Шрифт
Интервал
Цветовая схема
Изображения
Часть I
ВСТУПЛЕНИЕ
Сколько праздников в нашей жизни? Недавно я задала себе такой вопрос и удивилась! Выходит, что каждый день можно что-то праздновать! Но есть ещё дни особых СОБЫТИЙ. Их вспоминают часто без внешних, зримых «всплесков»... Об одном из таких знаковых событий ныне вспоминает Россия. Это двухсотлетие со дня открытия Царскосельского Лицея - Пушкинского лицея, как мы говорим.
Я долго ждала 2011 года, уже выйдя на пенсию, оставив свой учительский Дом. Не звенит для меня звонок, не готовлюсь я к урокам...
Но один Урок продолжает меня притягивать, звучать голосами удивительного Времени: эпоха Пушкина даёт нам уроки человеческого бытия, а Лицей неспешно раскрывает свои тайны...
Мы привыкли, что в нашем Торжке ежегодно проходит Пушкинская Неделя литературы и искусства. Нынче мы будем вспоминать наставников Пушкина-лицеиста, его друзей и раздумывать над притягательной силой и радостью лицейского братства - СОЮЗА юных сердец.
Наверное, очень хорошо, что мысленное путешествие во Времени мы начнём на фоне дискуссий о тревожных инновациях в российском школьном образовании и воспитании. (Хотя о воспитании говорят мимоходом, как будто образование можно отделить от воспитания, от поисков ответа на вопрос: «Какое место занимает современная Школа, во всех её формах, в воспитании Человека - ГРАЖДАНИНА России?» В Царскосельском Лицее, два столетия назад, это была главная государственная - итоговая – цель!).
Перечитывая книги, в которых рассказывается о Лицее, я задавала себе десятки вопросов. На некоторые мне не удалось найти уверенных ответов. Приведу несколько из этих вопросов.
- Что вкладывалось в понятие «привилегированное, закрытое учебное заведение», каким по Уставу предполагали организовать Лицей?
- Почему родители будущих лицеистов выбирали это учебное заведение, знали ли они что-то об особенностях Лицея по сравнению с другими учебными заведениями той поры?
- Чему успели научить Александра Пушкина дома? Хотел ли он учиться в Лицее?
- В каком виде проводились экзамены, кто их осуществлял и отбирал из претендентов достойных -в соответствии с Уставом Лицея?
- Сколько лет нужно было учиться в этом «закрытом» учебном заведении?
- Были ли у лицеистов каникулы?
... Приглашаю вас, дорогие читатели, мысленно отправиться на 200 лет назад, в Царское Село -летнюю резиденцию русских монархов, поискать книги, в которых есть рассказ об этой поре в жизни Александра Сергеевича Пушкина и его друзей. А может быть, даже вспомнить и сам Лицей, если вы там бывали, оживить для себя прошлое.
Я бы посоветовала вам найти книгу Ариадны Тырковой-Вильямс «Жизнь Пушкина» из серии «Жизнь замечательных людей». Книга вышла в 1998 году, в канун двухсотлетия со дня рождения А.С. Пушкина. Удивительна судьба автора, притягателен её талант и тонкое, нежное чувство любования тем, что можно ЛЮБИТЬ.
«Ариадна Владимировна Тыркова-Вильямс пишет всё Пушкинское с заглавной буквы», - говорит литературовед О.Н. Михайлова в предисловии к первому тому книги «Жизнь Пушкина».
Доброе, осторожное проникновение в жизнь Поэта и его друзей отличает эту редкую книгу. Вторая часть первого тома - «Лицей» - состоит из семи многостраничных глав.
«Мне было очень трудно писать о Пушкине. И очень радостно. Ощущать, впитывать в себя очарование, излучающееся от гениальной личности, великая радость. И если читатели разделят её со мной, моя работа не пропадёт даром», - писала Ариадна Владимировна в 1928 году, завершая первый том. Второй том будет окончен только в 1948 году... Этот том создавался 20 лет, из них почти половина - это годы Второй мировой войны, самой страшной в XX веке.
Какие удивительные временные сближения бывают в жизни! В 1817 году, когда Александр Пушкин из Лицея уходил в свою Вечность, жизнь отпустила ему только двадцать послелицейских лет (да и то неполных!)...
И мы, вспоминая о Пушкинском Лицее, наверное, подумаем о многом... Может быть, и о СВОЁМ: ведь всё «наше» чистым ручейком впадает в полноводную реку жизни - в большое, многоликое, не всегда счастливое мировое бытие. И в нём мы не одни: рядом с нами удивительный мир тех, кто умел СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ - ПОНИМАТЬ этот мир...
В путь, дорогие новоторы, - к книгам, картинам, музыке... А мне - к письменному столу...
«ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЛИЦЕЙ!»
А. ПУШКИН
«Некоторые воспоминания не стареют, а укрепляются временем - Лицей в том числе для меня».
Иван Пущин -
Е.А. Энгельгардту.
4 декабря 1837 года.
В конце мая 1809 года Саше Пушкину, старшему сыну Сергея Львовича Пушкина, капитана-поручика, члена «Комиссариатского штата» в Москве, исполнилось 10 лет. Пора было думать о серьёзном образовании недоросля.
Собрали семейный совет: глава семьи, его брат Василий Львович и несколько московских друзей. Надежда Осиповна - мать Александра - в совете участвовать не пожелала. Старший сын доставлял ей столько хлопот, что она порой отсиживалась в спальне от жалоб гувернёров. Ей было неважно, где её сын будет учиться, лишь бы он стал учиться чему-то серьёзно...
Мальчик, действительно, был вспыльчив, упрям, всё хотел выбирать сам. От книг из большой отцовской библиотеки до разговоров с друзьями отца, среди которых были писатели и поэты. Но своё будущее Александр выбирать НЕ мог...
Наконец, завершив домашний совет, решили отправить его к иезуитам: по мнению «советчиков», уж там-то его научат «слушаться», а не только «слушать»! А слушать Александр Пушкин умел так, что нередко бывавшие у Пушкиных писатели, поэты - Дмитриев, Вяземский, Батюшков, братья Тургеневы изредка - Карамзин и Жуковский - дивились этому чудесному мальчику, который часами мог слушать разговоры взрослых, их шумные споры о новых книгах, театральных постановках, о газетных статьях...
Саша Пушкин среди этих литературных баталий не только рос не по дням, а по часам, но уже учился вставать на чью-то сторону - учился размышлять, делать выводы.
Он знал настолько хорошо французский язык, чему научили его французы-гувернёры, что мог читать в подлиннике Вольтера, Руссо, Мольера... Знал Саша Пушкин и родных, своих: Озерова, Фонвизина, Крылова... Стихотворения, которые ему нравились, он запоминал легко и не отказывался читать их для взрослых, которые знали: этот чудесный мальчик сам СОЧИНЯЕТ! И как!
Он слышит гармонию строки! С этого начинается поэзия!
... Поэтам и писателям - друзьям С.Л. Пушкина - было интересно общаться сего сыном! В литературном и поэтическом развитии мальчика-племянника немалую роль сыграл его любимый дядюшка - Василий Львович: его называли «живой газетой». Первые литературные и театральные новости узнавали от него, первым критиком стихов племянника был он - сам поэт...
... Но что же это такое - «отправить к иезуитам»? Может быть, старшие были правы, ведь мода на иезуитское воспитание в России ещё держалась?
Иезуиты были членами монашеских орденов - религиозных и общественно-политических объединений, начало которым было положено во Франции ещё в XVIвеке. В России некоторые хвалили их систему образования и воспитания. В Европе (а позже в Японии и Китае!) утвердились их «коллегии» - закрытые учебные заведения. Опорными основами в воспитании были безоговорочное подчинение младших старшим, жёсткая система наказаний и изучение всех догматов веры без обсуждений.
Одним из нравственных принципов был закон оправдания любого преступления «ради славы Божьей». Доносительство - норма бытования среди воспитанников... В России интерес к иезуитам поддерживался во времена царствования Павла I.
Что бы ждало Александра Пушкина с его любовью к русским обычаям, к родному языку, к самой русской природе, воспитанной бабушкой Марией Александровной и доброй нянюшкой Ариной? И ту, и другую мальчик нередко называл «мамушками»... Как бы он мог «поменять» родное подмосковное бабушкино Захарове на иезуитское «заточение»?
К счастью, всё сложилось по-другому. Видно, Небо берегло юного Александра Пушкина.
... В конце 1810 г. стали говорить и писать в газетах о проекте нового учебного заведения в Петербурге, в котором будто император Александр Iпредполагал обучать своих младших братьев - Николая и Михаила, будущих наследников российского престола. По мнению государя, они должны узнать своих подданных; «глядя им в глаза», расти рядом сними, познавая глубины русских характеров... Эксперимент «на вырост!».
Называли это учебное заведение Лицей. Наверное, тогда в России немногие знали (или уже забыли!), что название учебного заведения пришло из Греции, из древних Афин, где в 335 году до н.э. было основано великим Аристотелем учебное заведение - Перипатическая Школа, позже названная Лицеем. В основе обучения лежало движение, перемещение - «перипатетика», движение от частного - к общему, от простого - к сложному.
Часто Аристотель «читал» (излагал!) свои лекции в ходе прогулок, аудиториями становились холмы и поляны в рощах или парках. Никто ничего не записывал: в памяти каждый должен был удержать ГЛАВНОЕ - с его точки зрения! Потом, в аудиториях, делалась запись. Аристотель учил творчески мыслить, избегать многословия и отстаивать свою точку зрения! Методические приёмы лицейских учителей создавали реальное ощущение свободы выбора, разумного, практически обоснованного. Те, кто выходили из школы Аристотеля и его последователей, сами становились учителями. А учитель должен обладать силой убеждения - без приказов! - притягательной красотой слова, гармоничного, точного, помогающего узнавать окружающий мир, разнообразие природы, жившей по законам бытия.
«Слушай, думай, запоминай, если успел убедиться в правоте услышанной мысли! И пусть лучшим Учителем станет природа!» - так считали древние греки.
Наверное, не случайно для первого Лицея такого типа и особенного назначения выбрали Царскосельские места. Говорили, что идея о размещении учебного заведения в «Садах» принадлежала М.М. Сперанскому, видному государственному деятелю эпохи Александра I, одному из разработчиков Устава Лицея.
(Невольно думаю: а как выбирают места для современных школ, в том числе и для Лицеев, уже в XXIвеке?)
Постановление о Лицее утвердили 12 августа 1810 года (на ремонт выбранного «левого крыла» летней царской резиденции, в котором решили разместить Лицей, оставался год!). В «Постановлении» о Лицее указывалось, что все главные положения будут изложены в «Уставе». В нём утвердили, что Лицей «в правах своих совершенно равняется с Российскими университетами». Но это «равенство» сразу же нарушалось двумя основными принципами - «привилегированностью и закрытостью» учебного заведения. До 1811 года это относилось только к военным учебным заведениям особого типа!
Самое главное, что должны были подтвердить в документальных геральдических справках, было указание на дворянское происхождение будущих воспитанников. И ещё должны быть заявление от родителей и рекомендация от лиц, состоящих на государственной службе, обязательно дворянского происхождения.
Проживать лицеисты будут в самом Лицее, по одному, в указанной комнате «дортуаре». Одежда - только лицейский мундир! Срок обучения — шесть лет. Программа обучения делилась на два курса по три года каждый. После первого курса - переводной экзамен. Преподавателями в Лицее могли быть только профессора и их помощники - адъюнкты - будущие профессора, которые готовились к защите диссертации.
Было ясно, что воспитанников будут готовить к ответственной государственной службе. У родителей это вызывало «священный трепет», у детей - беспокойство: какими будут экзамены, чему их будут учить?
Волновались и сами преподаватели Лицея, хотя лицейский опыт обучения в России уже был. В 1803 году в Ярославле Павел Григорьевич Демидов, выдающийся русский заводчик, европейски образованный инженер, открыл технический Лицей - Школу для детей дворян и разночинцев, тех, кто будет двигать вперёд промышленное дело в России. По убеждению Демидова и его сторонников, ДЕЛО это должно стать основой для технического творческого созидания: разведки, добычи и обработки полезных ископаемых.
Знали ли те, кто открывал Лицей в Петербурге, об опыте лицейской образовательной практики П.Г. Демидова и его сподвижников? Конечно! У них была одна великая цель - поднять до современных европейских высот науку, культуру, производство, до современного лучшего мирового опыта! И главное -научить молодое поколение дерзать и не страшиться новизны. Россия должна была догонять тех, кто шёл впереди!
Поэтому надо было разумно СПЕШИТЬ!
В июле 1811 года дядюшка Василий Львович Пушкин повёз племянника, которому минуло 12 лет, в Петербург. Остановились они на Мойке, в гостинице Демута.
И начались хлопоты. Прежде всего, юный Пушкин прошёл медицинскую комиссию: здоровье было отменным! Дядюшка проверял его документы: справку из геральдического ведомства, подтверждавшую потомственное дворянство Пушкиных, заявление Сергея Львовича, рекомендательное письмо А.И. Тургенева, выпускника Гёттингенского университета, археографа и писателя, директора Департамента духовных дел иностранных исповеданий, о том, что «Александр Пушкин подготовлен к обучению в Лицее и достоин быть его воспитанником».
... И вот, наконец, наступило 12 августа 1811 года, день вступительных экзаменов, которые должны были проходить в доме министра народного образования графа А.К. Разумовского (Лицей ещё не был готов к приёму воспитанников - шёл заключительный этап ремонта!).
В большой комнате в доме министра за столом сидели сам Разумовский, будущий директор Лицея В.Ф. Малиновский и директор Департамента народного просвещения И.И. Мартынов. И.И. Мартынов был редактором Устава Лицея, составленного М.М. Сперанским, членом Госсовета по Департаменту законов. Вот какие люди открывали дверь в Лицей - не просто чиновники, а образованнейшие люди России! Они стояли у истоков нового учебного заведения, в котором всё нужно было начинать с разумного начала, с непривычного, с самого первого - правил приёма и экзамена!
Никаких билетов, сочинений, практических работ... Только свободная импровизированная беседа, в которой каждый в приёмной комиссии мог задать ясный, понятный вопрос к экзаменуемому. О чём же беседовали с ними? Обо ВСЁМ: о семье, о друзьях, о прочитанных книгах, о предметах, которые изучались дома, об учителях... И, конечно, о любимых занятиях. Перед экзаменаторами СИДЕЛ юный человек. Надо было почувствовать, КАКОЙ он, почему хочет стать воспитанником Лицея, к ЧЕМУ хочет готовить себя? Самое интересное, пожалуй, состояло в том, что вопросы могли задавать на русском, английском, немецком и французском языках. Всё зависело от того, КАКИЕ языки выбирал экзаменуемый. Для Александра Пушкина говорить с экзаменаторами на русском и французском (которым он владел как родным!) было удовольствием...
Удивляет и радует широта познаний тех, кто экзаменовал - знакомился! - с будущими воспитанниками Лицея, их деликатность, боязнь обидеть, унизить мальчиков, которые вступали в новую жизнь, - ведь принять в Лицей всех не могли! Как говорили потом, в Лицей было подано свыше 300 заявлений, а принять можно было только 30!
Экзамен длился несколько недель... После того как был оглашён список принятых, будущие лицеисты не увидели в них имён братьев Романовых.
Может быть, они передумали? Но, скорей всего, определённое решение принял сам государь. Каково было бы профессуре с цесаревичами и каково было бы им среди других, как оказалось, весьма талантливых!?
Зачисленных мальчиков поселили в «дортуарах» на спальном этаже. До торжественного акта открытия Лицея оставалось несколько недель. Это было время знакомства с Лицеем, с Царскосельскими садами, с воспитателями, которые уже приступили к работе... И, главное, ДРУГ С ДРУГОМ!
А у Александра Пушкина шла, как всегда, оживлённая беседа с чистым листом толстой тетради, в которой ЖИЛИ его поэтические строки...
Часть II
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село...
А. Пушкин. «19 октября». 1825 год. Михайловское.
«Роняет лес багряный свой убор. Сребрит мороз увянувшее поле...» Небольшой деревянный дом, крыльцо с расшатавшимися ступенями, тропинки сада, усыпанные сухими багряными листьями... Тишина такая, что впору оглохнуть в старом родительском доме...
А память возвращает звуки давней жизни. 14 лет назад... Пушкин будто слышит голоса взволнованных мальчишек, осторожный шёпот взрослых, впервые собранных на такое торжество, какого никогда не видели.
Царское Село, 19 октября 1811 года - открытие Лицея.
«Кто-то сегодня придёт на встречу друзей!?» - спрашивает сам себя ссыльный поэт Александр Пушкин. У него нет права покидать Михайловское. Осталось только одно: мысленно пережить радостное волнение того счастливого дня, подумать о друзьях и незабвенных лицейских Учителях...
Перечитываю известное всем стихотворение А.С. Пушкина «19 октября», нахожу в комментариях первый беловой вариант, вспоминаю, что поэт из него «снимет», готовя стихотворение к публикации, четыре строфы, я хочу напомнить вам, дорогие читатели, первую:
Товарищи! Сегодня праздник наш.
Заветный срок! Сегодня там, далече,
на пир любви, на сладостное вече,
Стекались вы при звоне мирных чаш...
Вы собрались, мгновенно молодея,
Усталый дух в минувшем обновить,
Поговорить на языке Лицея
И с жизнью вновь свободно пошалить...
(Наверное, эти строки А.С. Пушкина помогут и нам оживить НАШИ редкие встречи с друзьями юности, когда мы тоже молодели, «шалили», рассказывали о себе и о своём!)
Вернёмся к прозе и прочитаем несколько строк из воспоминаний Ивана Пущина, лицейского друга Пушкина. Он писал их в 1857-1858 годах, вернувшись из Сибири, где декабрист провёл в ссылке 32 года:
«Торжество началось молитвой. В придворной церкви служили молебен с водосвятием. Мы на хорах присутствовали при служении. После молебна духовенство со святой водою пошло в Лицей, где окропило всех нас и всё заведение... В Лицейском зале, между колоннами, поставили стол, покрытый красным сукном с золотой бахромой. На этом столе лежала высочайшая Грамота, дарованная Лицею.
По правую сторону стола стояли мы в три ряда, при нас - директор, инспектор и гувернёры. По левую - профессора и другие чиновники управления... Когда всё общество собралось, министр пригласил государя.
Император Александр явился в сопровождении обеих императриц (вдовствующей и супруги государя - В.К.), великого князя Константина Павловича и великой княгини Анны Павловны. Поприветствовав всё собрание, царская фамилия заняла кресла в первом ряду. Министр сел рядом с царём.
...Среди общего молчания начались ЧТЕНИЯ.
Друг за другом вставали и выходили к столу гости: И.И. Мартынов, директор Департамента Министерства народного просвещения; вслед за ним робко выдвинулся наш директор В.Ф. Малиновский со свёртком в руке; но всех поразил А.П. Куницын. Он смело, бодро начал не читать, а ГОВОРИТЬ об обязанностях гражданина... В продолжение всей речи ни разу не было упомянуто о государе: это небывалое дело так поразило и понравилось императору Александру I, что он... прислал на другой день Куницыну Владимирский крест!..»
Но главное шло дальше: «После речей стали нас вызывать по списку - показали всем, кто и откуда пришёл!»
Затем все осмотрели помещения Лицея и посетили даже столовую, где «будущие столпы Отечества с аппетитом ели суп и вкусные пирожки!»
...У мальчиков всё завершилось весёлой детской игрой! Сбросив парадную одежду -лицейские мундиры синего цвета со стоячим красным воротником, «мы играли перед Лицеем в снежки при свете иллюминации, не подозревая тогда в себе будущих столпов Отечества...» - так завершал Иван Пущин описание первого Лицейского дня, о котором он не забыл в холодной Сибири: лицейское Братство и там согревало его!..
За праздником начались будни, регламентированные на 6 лет по Лицейскому Уставу. Учредители «закрытого» учебною заведения сделали так, что у лицеистов не было праздного времени: с ними рядом всегда были воспитатели, даже на прогулках, - до самого выпуска из Лицея!
Наверное, нам надо вдуматься, вчитаться в «Расписание» жизни лицеистов, чтобы понять: УЧЁБА в Лицее была напряжённым ТРУДОМ!
В течение 5 лет их не отпускали домой на каникулы, и только в конце 1816 года стали разрешать отлучаться из учебного заведения на несколько часов в праздничные дни в семьи, о которых всё было известно в Лицее, - в гости! Родители могли навещать детей тоже только в указанные дни и в помещении Лицея! Лицеисты отдыхали всего один месяц в году, не покидая учебного заведения. Это отвечало принятым установкам. Может бытъ, растущих мальчиков хотели «уберечь» от холодных, вольных ветров времени?.. Хотя мировой опыт показывает, что это тщетная затея!..
Внимательно вчитаемся в «Распорядок дня»; опять нам помогут «Воспоминания» Ивана Пущина:
«Вставали мы по звонку в 6 часов. Одевались и шли на молитву в залу, молитвы читали все по очереди. От 7 до 9 - класс. («Класс» - это уроки по расписанию). В 9 часов - ЧАЙ! Прогулка - до 10. От 10 до 12 - класс. От 12 до часу - прогулка. В час - ОБЕД. От 2 до 3 - чистописание или рисование. От 3 до 5 - класс. В 5 часов - ЧАЙ, до 6 - прогулка; потом повторение уроков или вспомогательный класс. По средам и субботам - танцевание или фехтование. Каждую субботу - баня. В половине 9-ого - звонок кУЖИНУ. После ужина до 10 часов - рекреация (свободный выбор занятий по интересам). В 10 часов - молитва, сон».
Вот так учились, трудились - росли – лицеисты первого выпуска. Почти «опытного», когда вырабатывались методики обучения, формы воспитания, определялись виды «связи с миром».
Рядом с 29-ю растущими мальчиками (одного отчислили на первом курсе за нарушение внутреннего «распорядка») были их преподаватели, воспитатели, «дядьки», которые приводили в порядок их «кельи» и одежду...
Конечно, начнём с преподавателей. Вернёмся к тому стихотворению, строки из которого стали эпиграфом к этой части, к «19 октября»:
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мёртвым, и живым,
К устам подняв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Кто же они? Какими были? Начнём с первого директора - Василия Фёдоровича Малиновского.
В год открытия Лицея ему исполнилось 46 лет. Его сын Иван лицеист первого выпуска, стал другом А.С. Пушкина. В.Ф. Малиновский учился в Московском университете на философском факультете. Дипломат, литератор, убеждённый враг крепостничества, сторонник общественных перемен в России, в 1802 году написал и подал канцлеру России графу В.П. Кочубею «Записку об освобождении крестьян». В ней Малиновский писал: «Свобода, как воздух, необходима для бытия человечества». В 1803 году он завершил основательный труд «Рассуждения о войне и мире». Первая записка осталась «незамеченной», а труд о войне и мире печатать просто запретили. С тех пор В.Ф. Малиновский попал если не под пристальное внимание, то под стремление понять «кто он такой»...
А его, действительно, нужно было понять как человека, обладавшего серьёзными знаниями и опытом их применения. В 1779 году Малиновский работал в Лондоне в русской Миссии, в 1800-1802 годах являлся генеральным консулом в Молдавии.
Дом директора в Царском Селе стал родным для питомцев Лицея. В домашней обстановке Василий Фёдорович, дипломат, писатель, беседовал с юношами о роли просвещения, об уважении к личности человека, учил их думать о многом, что волновало передовое российское общество.
После одной из встреч с теми, кто стоял «над ним», Малиновский был так потрясён, что, придя домой, слёг... 23 марта 1814 года он скоропостижно скончался, как сказали, «от нервной горячки»...
Александр Пушкин близко к сердцу принял смерть наставника. Он был среди пятерых лицеистов, кому разрешили проводить Учителя - Друга в последний путь. Александр Пушкин и Иван Малиновский (сын директора) перед еще не засыпанной могилой Василия Фёдоровича поклялись в вечной дружбе. Этой клятве они были верны всю жизнь. (К. Данзас, по воле обстоятельств ставший секундантом на дуэли Пушкина с Дантесом, находившийся возле умирающего поэта, вспоминал, что почти перед самой кончиной Александр Сергеевич сказал: «Как жаль, что нет теперь здесь ни Пущина, ни Малиновского... Мне было бы легче умирать...»).
После кончины первого директора в Лицее было долгое, томительное «междуцарствие»: все «временщики» совсем не понимали задач Лицея!..
Только в середине 1816 года директором был назначен Егор Антонович Энгельгардт, до этого исполнявший обязанности директора педагогического института. По мнению Энгельгардта, которое было изложено им в «Записке о воспитании и образовании», в основе должна лежать любовь к воспитаннику: только путём сердечного участия в радостях и печалях питомцев можно рассчитывать на их доверие. Он призывал к словесным формам наказания; резко возразил, когда предложили лицеистам «дежурить в царском дворце». Энгельгардт хотел внедрить в Лицее светские формы общения, устраивая в своём доме музыкальные, литературные, танцевальные вечера. Но у Пушкина, Вольховского и Кюхельбекера отношения с директором складывались непросто. Может быть, их смущало его упорное желание руководить духовной жизнью взрослых юношей?..
(Но справедливости ради, напомним себе, что Егор Антонович был в числе тех, кто спас Александра Пушкина от ссылки в Сибирь, сумел уговорить Александра Iзаменить Сибирь отправкой А. Пушкина в 1820 году, когда он уже не был подопечным директора Лицея, на юг, к Инзову - как перемещение по службе. Е.А. Энгельгардт доказал, что «талант требует пощады»).
Но как бы хороши ни были директора, обучение и воспитание осуществляет весь коллектив преподавателей и сотрудников.
Заметим, что в Лицее преподавали как профессора и адъюнкт-профессора, ещё не защитившие диссертацию, так и учителя - гувернёры, старшие и младшие воспитатели. В Лицее было два Правления. Главное - Конференция (сейчас бы мы сказали «Педсовет»!), куда входили профессора и их помощники - адъюнкты. Вторым было ХОЗЯЙСТВЕННОЕ Правление, хотя его, с лёгкой иронией, лицеисты считали «очень первым»!
С 1814 года при Лицее был открыт Благородный пансион, где готовили кадры для Лицея: лучшие ученики становились лицеистами без экзаменов! Они жили и учились в Лицее, преподавали в пансионе лицейские учителя.
(Заметим, что в пансионе при Лицее учился Лев Пушкин, перешедший потом в пансион при пединституте, который не закончил!)
При Лицее была отличная библиотека, читальные газетные комнаты, в которых дежурили преподаватели, особенно в напряжённое время войны 1812-1814 годов, готовые объяснять лицеистам суть военных событий.
Среди уважаемых преподавателей, умевших находить общий язык с воспитанниками, развивать в них интерес к общественным явлениям, был Александр Петрович Куницын, уроженец села Кой Кашинского уезда Тверской губернии, сын священника. Хорошее образование он получил в уездной духовной семинарии, затем в Тверской. В 1807 году Куницын закончил Петербургский педагогический институт по курсу нравственно-политических наук. В 1808 году по высочайшему повелению, в награду за исключительно высокие оценки, был отправлен за границу, где слушал лекции профессоров юридических и политических наук, видных дипломатов в Гёттингенском и Парижском университетах. По возвращении в Россию, блестяще выдержал экзамен на звание адъюнкт-профессора нравственных наук. В лекциях для лицеистов он рассматривал вопросы права, религии, экономики и дипломатии. Читал Александр Петрович и публичные лекции, где его слушателями бывали Пестель, братья Муравьёвы, Ф. Глинка, Бурцев. Оболенский и многие другие.
Лицеисты впитывали каждое слово Куницына. Недаром в стихотворении «19 октября» (в первоначальной редакции) Пушкин напишет:
Куницыну дар сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада зажжена...
Пройдут годы... И Пушкин оставит автограф на книге «История Пугачёвского бунта: «Александру Петровичу Куницыну от автора в знак глубочайшего уважения и благодарности». Учитель и ученик встали рядом в искреннем Сочувствии к угнетённому народу.
Искренней признательностью лицеистов пользовался профессор Н.Ф. Кошанский, преподаватель российской словесности и латинского языка. Это он учил будущих поэтов - Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера -сознательно выбирать стихотворные размеры, слушать гармонию поэтической строки -учил «языку богов», ибо поэт — уже и сам Бог, потому что ему дано Небом владеть человеческими сердцами.
Интерес вызывал у лицеистов и Александр Иванович Галич, иногда заменявший Кошанского в преподавании российской и латинской словесности. На его занятиях воспитанники нередко читали вслух: Галич учил их наслаждаться гармонией языков, как наслаждаются музыкой!
Французскую словесность блестяще преподавал Д. Будри, родной брат Марата, известного французского якобинца. Д. Будри издал вРоссии учебник по французской грамматике (в русском переводе автора).
Историю и географию на младшем курсе вёл Иван Петрович Шульгин, который пришёл в Лицей из педагогического института на двадцатом году жизни. Его молодой задор очаровывал лицеистов! Они готовы были с ним отправиться в путешествие по просторам Вселенной! В выходные дни Иван Петрович отправлялся со своими питомцами в «путешествие» по окрестностям Царского Села (иногда верхом: ведь лицеисты занимались и верховой ездой!) На отдыхе Шульгин становился историком!
Он учил лицеистов выбирать книги по истории и географии, расширял кругозор российских мальчиков, чтобы они учились ВИДЕТЬ и ПОНИМАТЬ огромный мир - всю планету Земля!
Большое внимание уделялось в Лицее преподаванию языков: русский, французский, немецкий, латинский... Куницын занимался литературными переводами с французского и латинского. Карцев - с немецкого. Переводы могли быть и поэтическими! Этого не делали ни в одном учебном заведении России. Сама жизнь требовала невероятного! Будущие поэты (А. Пушкин, А. Дельвиг. В. Кюхельбекер и другие) хотели понять: КАК преодолеть языковой барьер, не исказив гармонию строки, не обеднив мысль? Были в Лицее и уроки рисования, черчения, каллиграфии, которые вёл выпускник Академии художеств С.Г. Чариков.
Чистописание велось на трёх европейских языках - почерк у лицеистов был божественный!
Учителем фехтования был Александр Вальвиль, удивительный человек: в драматических театрах Петербурга он помогал ставить сцены с фехтованием. Военные науки приобрели в Лицее приоритет когда в Европе возникла угроза оказаться «под пятой Наполеона». В 1816 году к лицеистам пришёл полковник, барон Фёдор Эльснер, бывший адъютант Тодеуша Костюшко, вождя польского освободительного движения. Военная кафедра усилила свою работу - раньше её не было! - по окончании войны с Францией и победы русской армии. Семеро лицеистов пожелали выйти из Лицея на военную службу.
Вы представили, дорогие читатели, КАК и ЧЕМУ учили лицеистов?
Это была такая Школа, какой в России в более поздние эпохи уже создать не могли (и, к сожалению, вряд ли смогут это сделать в будущем - простят меня за такие слова те, кто говорит об «инновациях»!)
Когда я вчитываюсь в программное содержание лицейского обучения, — смотрю на многое глазами учителя, то не просто удивляюсь, но и по-доброму завидую тем, кто там учился, и тем, кто УЧИЛИ... Это была неповторимая школа взаимообогащения. Главные предметы учили Чести, Достоинству, Гражданскому долгу- «И БОЖЕСТВУ, И ВДОХНОВЕНЬЮ!»
«Все воспитанники равны, как дети одного семейства, а потому никто не может презирать других или гордиться перед кем-либо чем бы то ни было...»
Из внутреннего распорядка Лицея.
Составитель – Егор Антонович Энгельгардт.
1816 год.
Настало время встречи с лицейскими друзьями Александра Пушкина. Передо мной книга «Они учились с Пушкиным», написанная М. Руденской и С. Руденской и изданная в 1976 году. Мария Петровна Руденская более тридцати лет была сотрудником и директором Музея, посвящённого Лицею. В оглавлении книги - два раздела, на которые решились авторы: «Друзья» и «Соученики». Друзей -11, «соучеников» - 17 (в их числе Александр Бакунин, брат Катеньки Бакуниной, которую именуют «первой любовью юного Пушкина». Кровными узами они связаны с тверскими Бакуниными, Полторацкими и Львовыми).
Открывается этот перечень друзей и соучеников именем Ивана Пущина и завершается рассказом о Павле Юдине. Друзья сменяют друг друга не по алфавиту, а по внутреннему свету, теплу, которые исходили от их общения и душевных связей. Соученикам досталось привычное перечисление по алфавиту. Все они шли одной лицейской дорогой, а потом жизненные пути их развели - у каждого свои жизненные обстоятельства, своя судьба...
Но всплески памяти, неожиданных встреч, переписки и лицейских дат - отзвуками разнообразных ежедневных (шестилетних!) отношений - оставались жить на поворотах судеб и обыкновенных, иногда непредсказуемых встреч, как было с Александром Пушкиным на юге России в 20-е годы.
Я решила выбрать из 28 имён 5-6, чтобы рассказать о них чуть подробнее, вглядеться, вслушаться в то Пушкинское время, которое живёт в нашей памяти, узнать облик и душу лицейского братства не только ко в словах, но и поступках.
«Мой первый друг, мой друг бесценный», - писал Александр Пушкин, и мы вспоминаем: это сказано об Иване Пущине! Жизнь поэта мы знаем, как свою... О том, КАК начиналось их сближение, вспоминал сам Жано: «По сходству ли фамилий или по чему-то другому, несознательно сближающему, только я заметил его с первого взгляда...»
А когда сам Александр Пушкин узнал, что за тонкой перегородкой его «кельи» в соседнем «дортуаре» Иван Пущин, то сразу обрадовался!
Бывают же такие добрые улыбки Судьбы!..
Перегородки в «дортуарах» - в «парных» соседних комнатках лицеистов - не доходили до потолка сантиметров на 40... Когда поздним вечером многие уже засыпали, мальчики могли «пошептаться». Бывало, что нетерпеливый Пушкин читал соседу только что родившиеся стихотворные строки. А Жано оказался очень терпеливым слушателем - и первым критиком!
И что удивительно: Пушкин, взрывчатый, порой обидчивый, выслушивал своего соседа-друга и часто с ним соглашался! Это было неожиданно для самого юного поэта: он начинал чувствовать, что многое меняется в его характере. Пушкин пришёл в Лицей, не оставив в Москве друзей-сверстников. Здесь судьба подарила ему сладостное чувство - обретение друга, который умеет понимать его, быть искренним и добрым.
Иван Пущин позже писал о Пушкине: «Чтобы его полюбить настоящим образом, нужно было взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже их в друге-товарище»...
Меня особенно тронуло это - «в друге-товарище»... Наверное, взрослевшие юноши чувствовали, что время гнало их не только «в рост» - мужала, умнела их душа!..
В 1814 году шестнадцатилетний Иван Пущин поместил в петербургском журнале несколько статей - переводов (с комментариями!) из публикаций французского писателя Ж.-Ж. Лагарпа о Лицеях Франции. Пушкин для статей И. Пущина сделал переводы стихотворений с французского на русский язык. Наверное, это были первые авторизованные поэтические переводы Александра Пушкина, отданные в печать.
Уже в 1816 году Иван Пущин, Владимир Вольховский, Вильгельм Кюхельбекер вошли в Священную артель - тайное общественно-политическое объединение. В нём состояли и будущие декабристы: братья Муравьёвы, Бурцев, Калошин и другие. Знал ли об этом Пушкин? Может быть о чём-то догадывался - «артельщики» хранили свои тайны! Но Пущин говорил с другом-поэтом так серьёзно, что он понимал: рядом идёт какая-то другая жизнь!
Это было время, когда «рано мальчики мужали, и по-мужски глаза сужали, и шпагу шарили во сне!». Время великих порывов, воспитанных в годы борьбы с французским нашествием... При выходе из Лицея Иван Пущин получил похвальный лист №1, «с правом на серебряную медаль». Но он предпочёл военную службу и вышел офицером гвардии вместе с Вольховским, Корниловым, Малиновским и Бакуниным.
А каким же был в Лицее Антон Дельвиг? В среде лицеистов его любили и берегли. Внешне спокойный, добрый, но очень близорукий, он часто попадал в неудобное положение: в Лицее не разрешали носить очки! (Оправдать и объяснить это с точки зрения здравого смысла было трудно...) Барон Дельвиг из всех «богатств» имел только титул, но у него было притягательное богатство души: искренняя доброта, деликатная сдержанность, умение дружить и трудиться, овладевая навыками в учёбе. До поступления в Лицей Антон не знал ни одного иностранного языка. Его отец, обрусевший немец, не хотел даже чтобы в семье говорили по-немецки. Но его сын к концу второго года обучения уже читал, писал, говорил, делал переводы с немецкого и французского!
А. Дельвиг в Лицее был признанным поэтом, стоявшим рядом с Пушкиным. У него был особый талант соединять друзей в творческом деле. Воспитанники Лицея «издавали» рукописные журналы. Первый начал выходить в 1813 году. У него было скромное название - «Неопытное перо». Потом будут и другие: «Вестник», «Юные пловцы», «Лицейский мудрец», «Лицейская антология». Александр Пушкин брал на себя редактирование, а Антон Дельвиг - составление «макета», были и «издатели» - переписчики: у лицейских журналов был «тираж»! Да, «рано мальчики мужали!»... Уроки рисования и каллиграфии не пропали даром: С.Г. Чариков приходил в восторг, когда рассматривал в журналах иллюстрации: портреты лицеистов (в основном - в профиль!), весёлые карикатуры, занятные «заставки». И всё это - пером: лицейские графики обладали зорким глазом, твёрдой рукой - и юмором!
В 1815 году Антон Дельвиг стал первым, кто сказал своё слово о Пушкине на страницах петербургского журнала «Российский музеум»:
Пушкин! Он и в лесах
не укроется:
Лира выдаст
его громким пением...
Весной 1817 года Дельвиг написал текст «Прощальной песни» для выпускного акта, а Михаил Яковлев - лицейский музыкант и певец - с помощью учителя музыки Теппера положил стихотворные строки на музыку.
Хор юношей песню со светлой грустью…
А. Дельвиг окончил Лицей с чином коллежского секретаря и был определён в Департамент горных и соляных дел, оттуда он переберётся в канцелярию Министерства финансов. Но душу свою он отводил только в творчестве и в письмах к друзьям.
Пройдут годы... А.С. Пушкин вернётся из всех своих ссылок в Петербург. И первый, кто встанет с ним рядом в формировании первой в России «Литературной газеты» и альманаха «Северные цветы», станет Антон Дельвиг. Выход «Литературной газеты» будет вызовом, брошенным реакционной прессе, укором «стране рабов, стране господ»...
В январе 1831 года (это был 20-й год Лицея!) Бенкендорф - шеф корпуса жандармов и начальник отделения императорской канцелярии – вызвал Дельвига к себе для объяснений по поводу публикаций и, даже не выслушав редактора, накричал на него так, как это мог позволить себе «первый жандарм России», выгнал барона Дельвига со словами: «Вон, вон из кабинета! Я могу выслать вас с вашими друзьями в Сибирь!»
Антон Дельвиг, человек чести и высочайшего достоинства, не мог вынести этого унижения. 14 января 1831 года, в 8 часов вечера, он скончался от сердечного приступа: его доброе сердце не выдержало…
Только через несколько дней Пушкин, находившийся в Москве, узнал о кончине Друга. В глубокой скорби он писал Плетнёву: «Никто на свете не был мне ближе Дельвига. Без него мы осиротели»... Через 4 дня он вновь напишет Плетнёву: «Вы были свидетелем возмужания его души... Напишем жизнь нашего друга, жизнь, богатую не романтическими приключениями, но прекрасными чувствами, светлым, чистым разумом и надеждами…»
Видно, светлого и чистого разума чиновная Россия боялась больше всего – на всех поворотах истории!..
П.А. Плетнёв ответил быстро и предложил издать очередной альманах «Северные цветы» с посвящением Антону Дельвигу. Александр Сергеевич сделал это «Северные цветы» на 1832 года вышли с посвящением Другу. Средства, полученные от продажи были переданы осиротевшей семье.
В ту пору Пушкин писал: «Он был лучшим из нас». 19 октября 1831 года, на очередной лицейской годовщине - на сходке Друзей, Пушкин прочитал стихотворение, полное скорби и горького, туманного предчувствия:
Шесть мест
упраздненных стоят,
Шести друзей
не узрим боле.
Они разбросанные спят –
кто здесь, кто там
на ратном поле…
И мнится – очередь за мной,
Зовёт меня мой
Дельвиг милый…
Друзья-лицеисты не уходили тихой, незаметной смертью, уставших от жизни: они были верны «Звезде пленительного счастья» - своей мечте, спешили на помощь друзьям, где бы они не находились!
19 июля 1831 года, разобрав бумаги Дельвига, Пушкин написал М. Яковлеву: «У Дельвига нашлись готовые к печати две трагедии нашего Кюхли и его Ижорский… Плетнёв и я, мы попытаемся что-нибудь из этого сделать…» Две части поэмы «Ижорский» были изданы при материальной поддержке Пушкина, конечно, без имени автора – ссыльного декабриста.
Псевдоним, придуманный Пушкиным, был на первый взгляд, странным: «Ъ Ъ». Два твёрдых знака – как символ несгибаемой воли В.К. Кюхельбекера. 12 февраля 1836 года срок его заключения кончился, но он был переведён в Баргузин без права выезда оттуда. Там он узнал о гибели Пушкина только осенью 1837 года и откликнулся на эту утрату 20 октября 1837 года, на второй день памятной лицейской даты:
Последний пал
родимый наш поэт.
……………………………
Он нынче
с Грибоедовым моим:
По ним, по ним
душа моя тоскует;
Я жадно простираю руки
к ним…
В.К. Кюхельбекер ушёл из жизни 11 августа 1846 года, после двадцатилетней каторги и многолетней ссылки. Его похоронили в Тобольске. Могила сохранилась до сих пор, как и то, что он написал за несколько десятков лет. Книга «В.К. Кюхельбекер. Сочинения» вышла в издательстве «Художественная литература» в 1989 году. В ней стихи, проза, письма Кюхли к тем, кто его помнил. Эти послания – страницы истории России, след лицейской Семьи.
Значимый след в изучении морских просторов оставил Фёдор Матюшкин, овладевший премудростями морского дела самостоятельно. Ещё в 1825 году Александр Сергеевич в стихотворении, обращённом к лицейскому другу, угадывал его судьбу: «В морях твоя дорога…» (Как удивительно проницателен был поэт!)
Дважды Фёдор Фёдорович совершил кругосветные путешествия на шлюпах«Камчатка» и «Кроткий» - на трёхмачтовых парусных судах, встречавших штормы на тех широтах, которые ещё не были освоены русскими моряками. Матюшкин вёл дневники, впоследствии, уже в 70-е годы XXв., их использует исследователь Л.Н. Шур в книге «К берегам Нового Света». И вернётся к нам имя Матюшкина!
Ф.Ф. Матюшкин в 1867 году был произведён в адмиралы. В 1860-е годы, когда образовали Комитет по возведению памятника Пушкину в Москве, Фёдор Матюшкин стал его ПЕРВЫМ членом.
Михаил Яковлев заложил основу Пушкинской коллекции (документы, воспоминания, написанные лицеистами, памятные знаки) для Александровского Лицея - так стал называться с 1844 года Царскосельский Лицей переведённый в Петербург Лицейская дружба давала добрые всходы...
Иван Малиновский женился на сестре И. Пущина. Они поддерживали семью Кюхельбекера. Иван Малиновский скончался 10 февраля 1873 года (трагические события, в их знаковых метах, потрясают: 10 февраля - День памяти А.С. Пушкина).
Семья Малиновского передала его архив в рукописный отдел Исторической публичной библиотеки. С 1849 года её директором стал бывший лицеист Модест Корф, написавший недобрые воспоминания о Лицее. Но всё-таки он успел сделать и значительное: за 12 лет работы в библиотеке Корф собрал и научно систематизировал книги для нового отдела «Rossica». В нём на полках встали навечно книги Александра Пушкина, Владимира Вольховского и других воспитанников Лицея... Жизнь в веках продолжалась...
В стихотворении «19 октября», думая о грядущем, А.С. Пушкин спрашивал себя: «Кому из нас под старость день Лицея торжествовать придётся одному? ... Им оказался Александр Горчаков. Он стал одним из тех воспитанников Царскосельского Лицея, кто достиг вершин в той практической деятельности, которой отдал всю жизнь... При выходе из Лицея с золотой медалью, А. Горчаков занялся дипломатическим образованием и стал блестящим дипломатом, общественным деятелем с мировым именем, которое можно найти в книгах на многих языках. В них говорится о сложной науке, равной искусству, помогающей человечеству идти от войны к миру - к взаимопониманию.
Но на открытии памятника А.С. Пушкину, которое состоялось 26 мая 1860 года в Москве, «последний лицеист первого выпуска» не был: болезнь лишила его этой радости. Александр Горчаков скончался 27 февраля 1883 года в возрасте 85 лет... Листая «Воспоминания» выдающегося дипломата, находим короткую, но значимую фразу: «Славного лицеиста Пушкина я весьма любил и был взаимно любим им»...
На торжественном открытии памятника А.С. Пушкину почётным гостем был сын Поэта - сорокашестилетний Григорий Александрович Пушкин. Он чувствовал себя «веточкой» от древа Памяти, как кто-то сказал в тот день. Младший сын Пушкина вспоминал об Отце, о его лицейских друзьях: он знал некоторых из них, читал книги воспоминаний о лицейской семье. Наверное, знал и «Записки о Пушкине» Ивана Пущина. В 1858 году Пущин писал: «...в грустные минуты я утешал себя тем, что поэт не умирает и что мой Пушкин всегда жив для тех, кто, как я, его любил, и для всех умеющих отыскивать его, ЖИВОГО, в бессмертных его творениях...» Эти слова Пущина мы помним и перечитываем. Голос Друга эхом лицейской дружбы отзывается и в наших сердцах, уже в XXI веке, живущих в дорогом для нас Торжке, где мы нынче отмечаем 212-ую годовщину со дня рождения великого Поэта России.
Завершая разговор о Лицее, зададим себе вопрос: «Чем же был Царскосельский Лицей для Александра Пушкина в тот год, который был последним годом учёбы?» Наверное, каждый из нас, не сомневаясь, скажет: «Всем!» И это будет правдой. Хотя Лицей - это не только Школа поэта и его друзей. Это изначальное, лучшее Время. Заря жизни, их Друг. Очень внимательный, строгий, не прощавший ошибок и злобы, и в то же время любящий Учитель.
Юный Пушкин должен был соответствовать этому, осознанно идти вверх к тому, чем одарила его Природа, идти к свету, к радости творчества, избавляясь от того, что посылало Небо как испытание.
Ответить на вопрос: «Каким вышел Пушкин-поэт из Лицея?» - поможет нам первый том академического двадцатитомного Собрания сочинений А.С. Пушкина. Он вышел в 1999 году, в канун 200-летия со дня рождения поэта.
Первый том озаглавлен просто и точно: «А.С. Пушкин. Лицейские стихотворения. 1813-1817 годы». (Издательство «Наука». С. -Петербург).
В этом томе 839 страниц. На 413 страницах - наброски, варианты, беловые редакции 300 стихотворений, десятки «поздних редакций», сделанных Пушкиным в 20-е годы. Остальные страницы отданы комментариям видных российских пушкинистов.
В первом томе помещены и стихотворения, посвящённые друзьям и подаренные им, к счастью, были обнаружены многие автографы. Были найдены и альбомы, тетради - рукописные «книги», принадлежавшие Малиновскому, Пущину, Кюхельбекеру и Дельвигу. Особенно интересны рукописные тетради петербургских знакомцев Пушкина: Н. Долгорукова, П. Бартенева, С.Д. Полторацкого, П. Дашкова, в которых были стихотворения Пушкина-лицеиста.
Александр Пушкин ещё не вышел из Лицея, а его стихи уже начали путь к читателям!
Завершается стихотворный раздел первого тома посланием к Кюхельбекеру, в поздней редакции озаглавленном прощальным словом «Разлука», оно написано перед выпускным актом:
В последний раз,
в сени уединенья,
Моим стихам внимает
наш Пенат.
Лицейской жизни милый
брат,
Делю с тобой последние
мгновенья...
Стихотворные строки - это голос верного друга. Он отправлен в вечность. И каждый может адресовать строки Пушкина своему другу, если судьба одарила его такой благодатью. Стихотворение Пушкина целительно, благородно и молитвенно; последние строки - как надежда на то, что у Кюхли будут и другие друзья: «Пусть будут счастливы все. все твои друзья!»
«Пушкин будто предвидел тернистый путь доброго, честного Кюхли...
...Удивительно быстро летит время. Мы вступаем в лето 2011 года. Для кого-то прозвенел последний школьный звонок, придёт минута расставания с дорогими учителями и школьными друзьями. Помните, юные новоторы, свою Школу - свой ЛИЦЕИ, повторите пушкинское: «Благослови, Лицей!» Ваш школьный Дом всегда будет жить в истории взросления ...
Детское, юное Время -это исток реки, впадающей в океан грядущего. Будьте счастливы и достойны нашей прекрасной тверской земли! И помните пушкинское обещание, отправленное в вечность:
Запомните
поэта предсказанье:
Промчится год,
и с вами снова я...
Январь-март 2011 года, Торжок
Heel Shoes Boat Shoes
Пользователей онлайн: 0.