Звук
Шрифт
Интервал
Цветовая схема
Изображения
Если, путь пpоpубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,-
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
Владимир Высоцкий
Ребята из летнего лагеря средней школы №3 вместе с учителем русского языка и литературы А.Г. Крыловой посетили литературно-музыкальный час «Владимир, или прерванный полет», посвященный дню памяти поэта, который состоялся в Центральной городской библиотеке им. В.Ф. Кашковой. Главный библиограф Г.Н. Сиденко вместе с заведующей отделом обслуживания Т.А. Мушкиной подготовили выставку книг В.С. Высоцкого и других авторов, писавших о Владимире Семеновиче, также на выставке были представлены виниловые грампластинки с записями песен знаменитого поэта. Галина Николаевна показала слайд-презентацию о жизни и творчестве Владимира Высоцкого. Татьяна Алексеевна, рассказывая о Владимире Семеновиче, затронула наиболее интересные факты из его жизни. Ребята с интересом слушали песни знаменитого поэта, звучавшие с грампластинок на проигрывателе времен жизни поэта и стихи в исполнении библиотекарей.
Я не люблю фатального исхода.
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще,
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю когда наполовину
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или, когда все время против шерсти,
Или, когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза!
Досадно мне, что слово «честь» забыто
И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне и неспроста -
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Обидно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены
Я это никогда не полюблю.
Владимир Семенович Высоцкий - советский поэт и автор-исполнитель песен, актёр, автор прозаических произведений. Владимир Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих песен под акустическую семиструнную «русскую» гитару. Он родился с обнаженной душой, если он пел, то выкладывался в полную силу, никогда не жалея ни себя, ни своего голоса, если сочинял, то замечательные, очень сильные тексты, если играл на сцене или снимался в кино, то играл не щадя сил, и каждый вечер на сцене Театра на Таганке совершалось чудо. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Театр на Таганке в то время имел большую популярность не только у москвичей в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Чтобы попасть на спектакли, люди стояли за билетами целыми ночами.
Высоцкий вместе с Аллой Демидовой, Валерием Золотухиным, Леонидом Филатовым и другими актерами играли героев, созданных Пушкиным, Есениным, Блоком, Вознесенским. В этом театре в 1971 году состоялась премьера шекспировского «Гамлета». Роль Гамлета Высоцкий считал своей лучшей работой в театре. «Гамлет, - моя любимая роль,- говорил он на встречах со зрителями, я не играю принца Датского. В Гамлете я стараюсь показать современного человека, может быть, самого себя. И путь к себе через такую роль, как Гамлет, был для меня нелегким».
Владимир Высоцкий был принцем, истинным принцем искусства, принцем творчества, принц Таганки. Он много лет играл Гамлета.
"Работать надо!" - была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон - 3-4 часа, остальное - работа. Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля, и садился за работу.
Владимир Семенович Высоцкий прожил короткую, но яркую творческую жизнь. В своих песнях, стихах, актерских работах на сцене и в кино он сказал людям правду. Правду о себе, о своих современниках, о своем времени. Стихи и песни Высоцкого потрясали устои общества, вселяли надежду на справедливость и лучшую участь.
Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский... Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни "с криминальным уклоном", были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнобойщики - все считали его своим. В каждой песне была правда жизни.
Он обличал пороки общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Он умел болеть общим горем, умел нащупать и показать болевые точки общества. Невозможно пересказывать содержание его стихов, хотя лучшие из них - это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то веселые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого времени и человека в нем с неожиданной философичностью содержания - это дает особый эффект.
Особое место в песенном репертуаре поэта занимают стихи и песни о войне. Если он пел о войне, то смотрел на нее глазами рядового солдата. Ему не довелось воевать, война застала его ребенком, но он был сыном военного и многое знал о фронте и тыле. Точность и образность языка, исполнение песен «от первого лица», искренность автора, экспрессивность исполнения – все это отличает песни о Великой Отечественной войне.
На братских могилах не ставят крестов
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Стихи не печатали, зато они использовались в кино, песни Высоцкого звучали во многих фильмах. Им сыграны 28 ролей в кино- и телефильмах. В 1987 г. за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме "Место встречи изменить нельзя" и авторское исполнение песен Владимиру Высоцкому присуждена Государственная премия СССР (посмертно).
Последние строки, которые Владимир Семёнович Высоцкий написал 20 июля 1980 года:
Мне меньше полувека - сорок с лишним,
Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним.
Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого, кроме двух сообщений в «Вечерней Москве» (о смерти и дате гражданской панихиды) и некролога в газете «Советская культура» (и, возможно, уже после похорон, — статья памяти Высоцкого в «Советской России») в советских средствах массовой информации практически не печаталось. Над окошком театральной кассы было вывешено объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». И, тем не менее, у Театра на Таганке, где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади). При этом ни один из купивших билеты назад их не сдал.
28 июля 1980 года Владимир Семёнович был похоронен на Ваганьковском кладбище. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва. Марина Влади уже в автобусе, направившемся в сторону Ваганькова, сказала одному из друзей мужа — В. И. Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!…».
Высоцкий написал больше 200 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), в общей сложности его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений. Довольно много песен было написано специально для кинофильмов, но большая их часть, иногда по техническим причинам, но чаще из-за бюрократических запретов, в окончательные версии фильмов не вошла.
Официальное признание к В. С. Высоцкому пришло только после смерти. Сначала это были отдельные шаги: в 1981 году усилиями Р. Рождественского, был опубликован первый крупный сборник произведений В. Высоцкого — «Нерв» — и вышла первая полноценная («диск-гигант») советская пластинка, как и положено большому поэту.
Его именем названа открытая в 1985 году планета под номером 2374. Его имя носит Ивановский молодежный театр, бульвар в Киеве. Миллионными тиражами выпущены диски его песен. Марина Влади написала книгу «Владимир, или Прерванный полет», Алла Демидова «Владимир Высоцкий: каким помню и люблю».
Высоцкий затрагивал ряд запретных тем, но, несмотря на существовавшие ограничения, популярность Высоцкого была (и остается) феноменальной. Это обусловлено человеческим обаянием и масштабностью личности, поэтическим даром, уникальностью исполнительского мастерства, предельной искренностью, свободолюбием, энергетикой исполнения песен и ролей, точностью раскрытия песенных тем и воплощения образов. Не случайно по итогам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2009—2010 гг. на тему «Кого вы считаете русскими кумирами ХХ века», Высоцкий занял второе место (31 % опрошенных), уступив только Юрию Гагарину (35 % опрошенных) и значительно опередив писателей (Л. Н. Толстой — 17 %, А. И. Солженицын — 14 %).
Многие из ребят, познакомившись глубже с личностью и творчеством Владимира Высоцкого, полистали книги, представленные на выставке, по очереди декламировали его стихотворения, рассматривали грампластинки. Дети охотно откликнулись на предложение библиотекарей: выбрать понравившееся название песни Владимира Высоцкого. И голос Высоцкого звучал. Голос, который продолжает жить…
Их возpаст и быт,-
И дpались мы до ссадин,
До смеpтных обид.
Hо одежды латали
Hам матеpи в сpок,
Мы же книги глотали,
Пьянея от стpок.
Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фpаз,
И кpужил наши головы запах боpьбы,
Со стpаниц пожелтевших слетая на нас…
Всем любителям и поклонникам таланта Владимира Высоцкого предлагаем глубже познакомиться с творчеством любимого поэта, а также почитать книги о нем в Центральной городской библиотеке им. В.Ф. Кашковой.
Литературные источники:
1. Влади М. Владимир, или прерванный полет: Пер. с фр. – М.: Прогресс, 1989. – 176 с.;
2. Высоцкий В.С. Нерв: Стихи. – 3-е изд. – М.: Современник, 1988.- 239 с.;
3. Высоцкий В.С. Сочинения. В 2-х т. Т.1. – Изд. 13-е, испр.: Песни/Сост. А. Крылов, худож. В. Крючков. – М.: Локид; Осирис, 1999. – 527 с.; ил. («Голоса. Век ХХ»);
4. Высоцкий В.С. Избранное. – М.: Советский писатель, 1988.- 512 с.;
5. Золотухин, Валерий Сергеевич. Дневники. «Всё в жертву памяти твоей…», 1966-1985. Фотографии из архивов авторов, Театра на Таганке и Гос. культурного центра-музея (ГКЦМ) В.С. Высоцкого / Валерий Золотухин о Владимире Высоцком. – М.: Авангард, 2005. – 144 с.: илл.
Над материалом работала Виктория Пархоменко
Пользователей онлайн: 0.