Звук
Шрифт
Интервал
Цветовая схема
Изображения
(К истории издания собраний сочинений А.С. Пушкина)
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
А.С. Пушкин. «Памятник». 1836
Так понимал важность своей миссии перед Отечеством великий поэт России. Мечта его сбылась. Мы живём во время, когда пушкиноведение стало всенародным. Поэт принадлежит всем и каждому, и каждый имеет право высказаться о нём. Или, например, задуматься о том, что если произошло такое сближение Пушкина с народом, то это случилось не сейчас и не сразу. И с благодарностью думать о тех наших соотечественниках, которые в течение двух веков представляли читателям возможность встретиться с творческим наследием поэта, не давая угаснуть любви и интересу к нему.
Как происходило это сближение?
Появление на свет такого необыкновенно талантливого поэта, каким был А.С. Пушкин, знаменательно. Он как человек с яркой и трагической судьбой и как автор художественных произведений, овеянных тайной, загадкой и магической притягательностью, обратил на себя внимание и завладел умом и чувствами своих почитателей с самого начала своего творчества.
Первое печатное произведение Пушкина «К другу стихотворцу» читатели увидели в журнале «Вестник Европы» № 13. Оно вышло в свет 4 июля 1814 года. В этом, 2014 году, – его 200-летний юбилей.
Стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» было напечатано в журнале «Российский музеум», № 4 за 1815 год. Это было первое произведение, напечатанное за полной подписью «Александр Пушкин». Оно было им прочитано на публичном переводном экзамене в Лицее в присутствии многочисленных приглашённых гостей, среди которых был Г.Р. Державин, отметивший, как и другие литераторы, талант молодого поэта, свою смену.
С появлением на свет его очередных произведений: южных поэм, отдельных глав романа «Евгений Онегин», а затем и всего романа, отдельных произведений, таких как «История Пугачёвского бунта», а также сборников его «Стихотворений» (1829), а позже сборников поэм и повестей (1834, 1835) – известность его приумножилась не только на земле русской, но и далеко за её пределами. Выход в свет каждого из них был очередным взрывом читательского интереса, сенсацией.
Популярными становились те периодические издания, на страницах которых помещались произведения А.С. Пушкина.
Счастливыми обладателями волшебных строк, написанных рукою Пушкина, считали себя его знакомцы, владельцы альбомов, адресаты его писем, а также те современники Пушкина, которым посчастливилось сделать списки с любимых стихотворений.
Несмотря на то, что произведения поэта не стали доступными самому многочисленному крестьянскому сословию из-за его нищеты и безграмотности и на то, что не все его читатели из состоятельных сословий могли иметь их из-за малых тиражей и высоких цен на издание, Пушкин ушёл из жизни в вечность, оставив своё имя, овеянное славой, и глубокий неослабевающий интерес поклонников к его личности и творческому наследию.
Но не оставил, будучи дворянином, ни имений, ни крепостных крестьян, ни собственных домов, ни денежных сумм. Юная вдова его, Наталья Николаевна Пушкина, с четырьмя детьми оказалась без средств к существованию. При жизни мужа главным источником таких средств была «торговля стишистая», то есть доходы от продажи его произведений. Он успел напечатать менее половины своих произведений. Так что же оставил он?
Творческое наследие поэта представлено рукописями в виде тетрадей и отдельных листов. И не всегда это были беловые записи, то есть произведения, готовые к печати. Это, чаще всего, были планы, наброски, варианты, черновые автографы законченных произведений, а также деловые бумаги.
Размещено всё это было в двух сундуках. В быту их называли «бумаги Пушкина». Это рукописное наследие, созданное и сбережённое им, хранится теперь как духовное достояние России, её святыня. Такое же отношение и к библиотеке поэта, которую он неустанно пополнял и бережно хранил. Она, рассказывающая о всеобъемлющем интересе поэта ко всем областям знаний, хранится наравне с рукописями.
Со стороны царского двора семье поэта была оказана помощь: погашены все долги его, на воспитание и образование всех детей вплоть до совершеннолетия были назначены пенсии и, что очень важно, было дано разрешение на издание его произведений в пользу семьи.
Помощь и поддержка пришли и со стороны друзей Пушкина. Решено было издать его произведения не по отдельности, не в сборниках, а полным собранием.
Первое посмертное издание сочинений А.С. Пушкина вышло в 1837 – 1840 годах под редакцией В.А. Жуковского (1783 – 1852). В нём было помещено всё напечатанное ранее самим автором. А из рукописей поэта, находившихся в то время в распоряжении редактора, были взяты далеко не все, а только крупные вещи, такие как «Медный всадник», «Сказка о попе и о работнике его Балде» и другие.
Во внесённых произведениях были заметны усилия Жуковского исправить и «причесать» сочинения поэта для цензуры. Были также его собственные замены в трудночитаемых в рукописи местах. Это, заметим, серьёзные отходы от автографов поэта.
В связи с тем, что мы говорим о народном пушкиноведении, нужно знать, что то, что вышло в свет при жизни поэта, по требованию цензуры также было напечатано не полно и с искажениями.
Уже после появления в свет первых томов этого издания возникло желание читателей больше знать о поэте. С новой силой вызвали интерес к личности автора все 11 томов посмертного издания Пушкина и все 11 статей В.Г. Белинского (1811 – 1848) по поводу выхода в свет каждого из них.
Первым биографом Пушкина был он сам. Его автобиографическая проза была известна по прижизненным и посмертным публикациям.
В 1837 году было напечатано письмо В.А. Жуковского к отцу поэта («Последние минуты Пушкина»).
В 1838 году составлено первое пушкинское жизнеописание, сделанное П.А. Плетнёвым (1791 – 1865).
После выхода в свет посмертного издания сочинений поэта появилась анонимная биография Пушкина в «Портретной и биографической галерее» (СПб., 1841).
Наконец, в 1847 году была издана сравнительно большая пушкинская биография, которую написал известный украинский историк Д.Н. Бантыш-Каменский (1788 – 1850) в «Словаре достопамятных людей русской земли» (М., 1936).
О полноте и глубине сведений, приводимых этими изданиями, говорить не приходится. И даже Дмитрий Николаевич Бантыш-Каменский, впервые упомянув в печати о дуэли поэта, приводя личные воспоминания о нём и рассказы его отца, только обострил ощущение неполноты биографических сведений. Но он наметил путь на важнейшую задачу времени: сохранение рассказов и свидетельств современников Пушкина.
Петра Ивановича Бартенева (1829 – 1912), выпускника историко-филологического факультета Московского университета, основателя и бессменного издателя журнала «Русский архив», следует считать главою научного пушкиноведения, основателем «науки о Пушкине».
Он был первым русским учёным, который спустя лишь десяток лет после смерти поэта начал собирать материалы о нём и о его литературном наследии.
Кто мог рассказать ему о Пушкине в то время?
В России, к сожалению, мало оставили рассказов о Пушкине те, кто жил с ним в одно время, имел счастье его знать, видеть, наблюдать: его семья, его близкие друзья, поклонники и поклонницы его таланта.
Лишь немногие из его знакомцев собрались набросать на бумагу свои воспоминания.
Метод сбора Бартеневым материалов о Пушкине был прост, но верен. Пётр Иванович не ждал их. Он находил нужных людей, встречался с ними или переписывался. Полученные от них сведения он немедленно заносил на бумагу, а свои записи отдавал им на проверку. Из таких записей он составлял биографический и историко-литературный материал, необходимый ему для подробной биографии.
Более 20 человек поделились с ним своими воспоминаниями, которые он записал. Ценность их не равнозначна. Но в печати, сопровождаемые краткими и точными комментариями, предисловиями и послесловиями Бартенева, каждый из них сообщал нечто новое, существенное о поэте. Таких находок было более двухсот. Они разошлись по научным трудам и популярным брошюрам многих исследователей. Без них никакая биография Пушкина невозможна.
Полной биографии Пушкина Бартенев не написал. То, что появилось в печати: «Род и детство Пушкина» (1853), «Лицей» и «Пушкин на юге» – это предыстория этого труда.
Свои работы по сбору материалов для биографии Пушкина П.И. Бартенев начал около 1850 года и вёл их в 1852 – 1853 годах.
Тогда же приступил к работе по изучению Пушкина литературный критик и мемуарист 50-х – 60-х годов XIX века Павел Васильевич Анненков (1813 – 1887), выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета.
Случайности в этом нет, но «странное сближение» отметило самое начало работы над Пушкиным.
Два брата Анненковы – Иван Васильевич и Фёдор Васильевич – были в генеральском чине, и первый из них являлся сослуживцем по лейб-гвардии Конному полку генерала П.П. Ланского (1799 – 1877), второго мужа Н.Н. Пушкиной. Все три брата горячо любили поэзию Пушкина и были близки семье Ланских.
Поначалу взоры вдовы поэта и её мужа обратились на Ивана Анненкова как на возможного издателя нового собрания сочинений Пушкина, которое обеспечило бы детей поэта. У Ивана Анненкова была репутация литературно одарённого человека (им была издана четырёхтомная история полка, в котором служили Ланской и Анненковы).
В своих воспоминаниях «Две зимы в провинции и деревне» Павел Васильевич писал: «Ланская, по первому мужу Пушкина, делами которой, по дружбе к семейству, занимался брат Иван, пришла к мысли издать вновь сочинения Пушкина. Она обратилась ко мне за советом и прислала на дом к нам два сундука его бумаг.
При первом взгляде на бумаги я увидел, какие сокровища ещё в них таятся, но мысль о принятии на себя решения труда издания и в голову не приходила».
Бумаги Пушкина в доме Анненковых, хотя и бегло, в отличие от братьев, просмотрел Павел Васильевич, чтобы дать Наталье Николаевне ответ относительно плана издания. Затем он отправился в Европу, куда позднее прибыл Белинский.
Разговоры двух известных критиков во время их путешествия не могли не касаться вопроса о разработке биографии поэта и идейной подготовки издания его сочинений (первое посмертное в пользу детей поэта было распродано). И когда в 1847 году вышла в свет пушкинская биография Бантыш-Каменского, этот труд в известной мере указал путь дальнейшей разработки материалов о жизни и творчестве поэта. То есть, помимо литературно-критического осмысления творческого наследия Пушкина, начать историко-биографическое направление. Это и привело к мысли посвятить биографии Пушкина первый том его будущего собрания сочинений.
Братья Анненковы, ознакомившись с бумагами Пушкина, поняли, что издание можно доверить только Павлу Васильевичу. Им удалось уговорить его взять на себя этот труд. В мае 1851 года Анненковы заключили договор с Н.Н. Пушкиной на право издания произведений её покойного мужа. С этого времени Пётр Иванович Бартенев не имел права на печатание любых ранее неизвестных произведений поэта. Теперь понятно, почему не была им продолжена работа над биографией Пушкина.
Хотя Павла Васильевича пугали и его «решительный шаг», и «громадность задачи», но уже с осени 1851 года он весь в работе, основополагающим в которой явилось изучение рукописного архива.
Затем им были просмотрены и изучены многочисленные периодические издания той поры.
Просмотрены старые журналы и альманахи.
Важным источником для Анненкова служило «живое предание». «Много алмазных искр Пушкина рассыпались тут и там в потёмках, иные уже угасли и едва ли не навсегда…» – сокрушался Владимир Иванович Даль. Отыскать такой материал – это тяжёлый труд: разъезды, визиты, переписка, трата огромных средств и времени.
Следует запомнить имена носителей «живых преданий» о Пушкине. Это их информация, которая существовала как устная и рукописная пушкиниана, в труде Анненкова переросла в книжную, научную. Кто же они?
Его семья – жена поэта Н.Н. Пушкина (1812 – 1863), его брат Л.С. Пушкин (1805 – 1852) и сестра О.С. Павлищева (1797 – 1868).
Затем друзья и знакомые Пушкина – П.В. Нащокин (1798 – 1843), А.Ф. Вельтман (1800 – 1870), П.А. Катенин (1792 – 1853), С.П. Шевырёв (1806 – 1864), В.И. Даль (1801 – 1872).
Ответы на вопросы Анненкова дали лицеисты – С.Д. Комовский (1798 – 1880), М.Л. Яковлев (1798 – 1868), М.А. Корф (1800 – 1876).
Колоритные устные рассказы о Пушкине он получил от Я.И. Сабурова (1798 – 1858), К.К. Данзаса (1801 – 1870), А.А. Кононова (1804 – 1878), С.А. Соболевского (1803 – 1870), П.А. Плетнёва (1791 – 1865), Н.И. Вульфа (1815 – 1889), А.О. Смирновой (1809 – 1882), В.А. Соллогуба (1813 – 1882) и других.
Затем следует калейдоскоп отрывочных записей, которые он получил от множества людей или от которых сам Анненков сделал конспективные записи из устных рассказов о поэте.
Очень важно к этому отнести и те разыскания о поэте, которые сделали М.Н. Лонгинов (1823 – 1875), записавший воспоминания о Пушкине Н.М. Лонгинова (? – 1839), встречавшегося с поэтом в Одессе, и П.И. Бартенев, который поначалу товарищески обменивался с Анненковым собранными сведениями.
Как же удалось Анненкову, собрав и изучив такой обширный материал, открыть для русской общественности подлинного Пушкина, а для его знакомых – узнать и сквозь слёзы услышать его живой голос?
То, что предстало взору первого читателя труда Анненкова, было не материалами к биографии европейского типа. Это был памятник великому писателю, в котором для всеобщего обозрения были открыты мемуары и публикации, собственные догадки биографа и опыты текстологических прочтений, приложения в виде родословных таблиц, воспоминаний и справок биографического характера о последних днях поэта, его фольклорные записи и образцы почерка и, наконец, рисунки поэта.
И весь этот материал, всё огромное здание биографии отличалось стройностью и внутренним изяществом, а также вдумчиво ровным тоном рассказа, создающим впечатление мягкого света, проникающего в тихие и тёмные закоулки ушедшей жизни.
Этого можно добиться только при очень тонком понимании законов жанра и того, как видел сам Анненков её ведущую первоидею и цель: в научной биографии поэта показать его творческую деятельность в живом неразрывном единстве с событиями его жизни.
«Цель биографии – уловить мысль Пушкина», – скажет он и станет первым, кто на деле применил известную формулу поэта «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». «Мерилом всего нравственного бытия нашего поэта, – напишет он, – остались его тетради. В них мысли, чувства поэта, воплощённые в художественных творениях».
Среди торжественных памятных дней, которым суждено быть вехами в истории отечественной культуры, есть день 17 февраля 1855 года. Это было чествование петербургскими литераторами рождения первой пушкинской биографии.
«Русские, любившие Пушкина как часть своей родины, как одного из вождей её просвещения, встретили предприятие Анненкова с восхищением и благодарностью», – писал Н.А. Добролюбов.
Свидетель появления в 1855 году сочинений поэта под редакцией Анненкова – Л.Н. Майков уже на склоне дней вспоминал о том «сильном впечатлении», которое произвело в обществе и особенно в литературных кругах это издание.
«Среди однообразия тогдашней литературы какою свежестью пахнуло от этих красиво напечатанных страниц, на которых читатели рядом с давно знакомыми и давно любимыми произведениями поэта встретили новые, ранее неизвестные в печати откровения его музы и затерянные в старых журналах яркие блёстки его гениального дарования и могучего ума. Какою драгоценностью показались сведения о жизни и творчестве Пушкина, собранные во введении, которое автор скромно назвал «Материалами для биографии». Они предваряли 6 томов сочинений поэта.
Что издание Анненкова не вполне исчерпало литературное наследие, уцелевшее в бумагах Пушкина, об этом стало известно очень скоро, и сам издатель поспешил пополнить по возможности пробелы своего труда. В 1857 году он выпустил седьмой, дополнительный том своего издания собрания сочинений Пушкина.
В конце этого тома издатель приложил указатели стихотворных и прозаических произведений, а также подробный указатель к материалам биографии, помещённым в первом томе издания. Всё это сделано с такой тщательностью и представляет читателям такое удобство, к которому они не были приучены русскими изданиями».
Издание Анненкова вышло в свет тиражом 50000 экземпляров. Оно было повторено в 1873 году и также имело немалый успех и спрос у читателей, как и его книга «Пушкин в Александровскую эпоху», изданная в 1873 году.
Биографию поэта Анненков закончил его строками о «памятнике нерукотворном», и биографический труд его позднее был воплощён в бронзе скульптором А.М. Опекушиным (1838 – 1923).
После смерти Анненкова, когда разыскания и исследования о Пушкине установились и размножились, нетрудно было указать недосмотры и ошибки его в работе, забывали о том, что в подобных случаях очень важно и особенно трудно бывает именно начало. Можно себе представить, какую горечь испытывал Анненков, узнав незадолго до смерти не во всём справедливые, а порой и оскорбительные для него упрёки и нападки. За что? За то, что он не вполне воспользовался богатством материалов, которыми обладал, то есть рукописным наследием поэта. Упрёки были со стороны таких учёных, как П.И. Бартенев, Е.И. Якушкин, П.А. Ефремов, особенно резкими они были со стороны последнего.
Да, упрёки, действительно, не совсем справедливы. Вот одно из объяснений этому. Прохождение труда Анненкова через цензуру длилось два месяца. Обо всём пережитом, когда судьба издания Пушкина буквально висела на волоске вплоть до его появления в печати, Анненков напишет целый рассказ и назовёт его «Любопытная тяжба». На примере его борьбы за Пушкина, талант которого в связи с цензурой он назовёт мужественным, он расскажет о том, как не зная устали и не обращая внимания на поражение, боролась за себя литература в моровую полосу 1848 – 1854 годов, в эпоху литературной полиции, тайных экспертиз и чтения между строк. Эта «тяжба» была закончена победой Анненкова. 7 октября 1854 года Николай I наложил резолюцию на поданную Анненковым «Записку»: «Согласен, но в точности исполните всё, не дозволяя отнюдь неуместных замечаний или прибавок редактора».
«Согласен, но в точности исполнить» – и Анненков не мог выйти за пределы этой резолюции государя. А что исполнить? Что было в плане издания? Оказывается, Н.Н. Ланская, когда посмертное издание было распродано, обратилась к генерал-адъютанту Николая I графу А.Ф. Орлову, испрашивая у него ходатайства перед царём о «высочайшем соизволении на напечатание сочинений покойного А.С. Пушкина в том виде, как они были напечатаны в последнем издании, то есть посмертном. Опека над детьми Пушкина намеревалась только изменить порядок статей и дополнить некоторыми стихами, не бывшими в печати. Разрешение было дано, но с условием, что вновь введённые стихи должны были пройти цензуру на общих основаниях.
Как же мог автор биографии максимально использовать в своём труде рукописное наследие поэта? И тем не менее, по подсчёту пушкиниста Б.В. Томашевского, в текст биографии фрагментами вошло около ста двадцати новых произведений Пушкина. Только в текст биографии, только фрагментами, так было записано в прошении и плане издания. Тексты же произведений поэта, помещённые в последующих томах этого издания, как и было разрешено, взяты из издания 1837 – 41 годов, в котором Анненков исправил лишь самые очевидные промахи. Позднее в книге «Пушкин в Александровскую эпоху» у него появилась возможность внести уточнения, исправления и дополнения в текст биографии и произведений поэта.
Вот так в издании Анненкова был представлен Пушкин своим читателям. Последующие редакторы сочинений Пушкина широко пользовались этим изданием и не опорочивали его. Кто они? Кто брал на себя смелость и ответственность за последующие издания поэта?
Александр Филиппович Смирдин (1795 – 1857) – известный русский книгопродавец и издатель. Главная заслуга Смирдина заключается в удешевлении книг, в достойной оценке литературных произведений, как капитала, и в укреплении прочной связи между литературой и книготорговлей. Его деятельность сыграла значительную роль в истории русского просвещения.
Яков Алексеевич Исаков (1811 – 1881), петербургский книгопродавец, издатель сочинений А.С. Пушкина в 1859, 1870, 1880 годах и книги К.К. Данзаса «Последние дни жизни и кончина Александра Сергеевича Пушкина». Вместе с Данзасом Исаков осматривал место дуэли Пушкина и составил план и схему его. Яков Алексеевич был хорошо известен Пушкину.
Николай Васильевич Гербель (1827 – 1883). Учился в Нежинском лицее. Обладая большими средствами, предпринял ряд изданий европейских и русских писателей, в том числе и Пушкина.
Григорий Николаевич Геннади (1826 – 1880). Некоторое время учился на юридическом факультете Петербургского университета. Издавал сам и был редактором сочинений Пушкина, которые издавал книгопродавец Исаков. Неудачное редактирование Геннади сочинений Пушкина вызвало эпиграмму Соболевского, которая установила за Геннади репутацию дилетанта:
О, жертва бедная двух адовых исчадий,
Тебя убил Дантес и издаёт Геннади!
Пётр Александрович Ефремов (1830 – 1908). Это он резко высказался относительно издания Анненкова. Известен как публикатор и комментатор сочинений русских писателей. Библиограф. Член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук. Из писателей XIX века более других занимался творчеством Пушкина: он нашёл и опубликовал ряд затерянных или запрещённых текстов; доказал, что некоторые, приписываемые поэту, ему не принадлежат. Редактировал собрания сочинений Пушкина в 1880, 1881, 1882, 1900, 1903 годах.
Его огромная библиотека, пушкиниана, коллекция рукописей, а также справочно-биографическая литература после его смерти приобретена Пушкинским Домом.
Пётр Осипович Морозов, родился в 1854 г. Историк русской литературы, театровед. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, защитил магистерскую диссертацию. Достиг высших ступеней бюрократии России. Революция застала его статс-секретарём Государственного Совета.
Занимался историей русской литературы. Наиболее видное место занимают его работы по изучению Пушкина, для которого он в издании 1887 года привлёк ранее не известные рукописи.
В 1903 – 1906 годах он выпустил полное собрание сочинений и писем Пушкина в восьми томах.
Также принимал участие в подготовке к изданию нескольких томов первого академического издания сочинений.
Кроме комментариев к изданию он опубликовал ряд ценных статей: «Пушкин и Парни», «Граф Нулин» и другие. Морозов впервые нашёл ключ к прочтению 10-й главы романа «Евгений Онегин» и раскрыл его в статье «Шифрованное стихотворение Пушкина».
Для примера следует привести ещё ряд имён интереснейших людей, которые изучали и приближали творческое наследие поэта к читателю. По времени это совпадало, как правило, с повышением интереса к поэту, а побудительными мотивами были такие, как:
1880 год – год открытия первого пушкинского памятника в Москве;
1887 год – 50 лет со дня смерти поэта и день окончания издания его сочинений только в пользу его детей;
1899 год – 100-летие со дня рождения.
Чередование этих дат отмечалось и в последующих поколениях.
50-летняя годовщина со дня гибели поэта в январе 1887 года стала как бы вторым днём рождения Пушкина для массового читателя. О тридцатом января 1887 года писали как о небывалом празднике поэзии Пушкина. 15000 десятитомников, выпущенных А.С. Сувориным (1834 – 1912), были раскуплены в считанные часы. В этом же году издание повторилось тиражом 30000 экземпляров, а третье – 50000 экземпляров. Таким было желание столичной публики приобрести сочинения Пушкина.
То же самое было в Петербурге в магазине Луковникова. Там предлагали своим клиентам полное собрание сочинений поэта в одном томе и восьми томах, которые стоили дёшево. Издания были повторены ещё два раза, но уже как десятитомники.
Появление этих книг связано с именем прогрессивного петербургского книгоиздателя Флорентия Фёдоровича Павленкова (1839 - 1900). Если для Суворина выпуск дешёвых изданий сочинений Пушкина был эпизодом, возможностью угодить тяге русской публики к отечественной классике и погреть руки на выгодном предприятии, то для Павленкова это была задуманная и проведённая в жизнь пушкиниана для народа. Он первый в России сознательно взялся за осуществление социальной программы: доступной по цене библиотекой художественной классики вытеснить с книжного рынка ширпотреб – псевдонародный стиль, «Ерусланов Лазаревичей» и «милордов глупых». И начал Павленков с Пушкина.
За 12 лет от начала издания до 100-летия Пушкина Павленков выпустил больше миллиона книжной «Иллюстрированной пушкинской библиотеки». Его примеру последовали и другие издатели. Общедоступная пушкиниана внедрилась в народные библиотеки-читальни.
К 100-летнему юбилею Пушкина повышенный интерес к личности поэта отмечался и в учёном мире.
Например, Владимир Иванович Саитов (1849 – 1938), историк русской литературы, заведующий русским отделом и библиограф Публичной библиотеки в Петербурге, издал свои труды «Пушкин А.С. Переписка в 3 томах (1906 – 1911). В 1939 году к собранию сочинений Пушкина под его редакцией и с примечаниями был подготовлен к печати первый том.
Вячеслав Евгеньевич Якушкин (1856 – 1912) – русский историк, общественный деятель, сын Евгения Ивановича Якушкина. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1899 году сослан в Ярославль за реферат об общественных взглядах А.С. Пушкина. Составитель обзора и описания рукописного наследия А.С. Пушкина в журнале «Русская старина», 1884 год. Редактор академического собрания его сочинений. Его работа «О Пушкине» вышла в 1899 году.
Леонид Николаевич Майков (1839 – 1900) – этнограф, фольклорист, историк русской литературы, академик, помощник директора Публичной библиотеки в 1882 – 1893 годах.
В 1889 году Российская Академия наук поручила Майкову научное издание сочинений Пушкина. Результат этой работы: «Пушкин. Биографические материалы и историко-литературные очерки» (1899).
В 1891 году Майков был командирован Академией наук в Московскую губернию для изучения хранящихся у князя Павла Петровича Вяземского, друга Пушкина, Петра Андреевича Вяземского и графа С.Д. Шереметьева рукописного наследия Пушкина, очень важного для издания биографии и сочинений поэта.
В 1904 году вдова Майкова принесла в дар Академии наук богатое собрание рукописей Пушкина. При рукописном отделе библиотеки Академии наук был образован особый Пушкинский отдел имени Л.Н. Майкова, который позже пополнился его библиотекой.
Теперь понятно, почему в трудах учёных-пушкинистов почти всегда есть ссылки на П.И. Бартенева, П.В. Анненкова, Л.Н. Майкова.
Л.Н. Майкову и другому учёному, И.А. Шляпкину посчастливилось завладеть неразобранными частями, собранными П.В. Анненковым, которые остались у него после окончания работы над биографией Пушкина.
Илья Александрович Шляпкин родился в 1858 году. Историк литературы. Учился в С.-Петербургском университете, был профессором этого университета. Преподавал в других вузах столицы.
В 1903 году Шляпкин издал ценный комментарий к бумагам Анненкова «Из неизданных бумаг А.С. Пушкина».
В 1929 году, когда часть бумаг Анненкова уже хранилась в рукописном отделе библиотеки Академии наук, Б.Л. Модзалевский изучил их и издал в своём труде «Пушкин».
Борис Львович Модзалевский (1874 – 1928) – сотрудник Пушкинского Дома с 1919 по 1928 гг. Окончил историко-филологический факультет С.-Петербургского университета, учился также и на философском факультете. По предложению Л.Н. Майкова был принят на службу письмоводителем канцелярии Конференции Академии наук и был сразу привлечён к организации Пушкинской выставки к 100-летию со дня рождения поэта.
С 1900 года инициатор и создатель Института русской литературы (Пушкинского Дома). Разработал вместе с Вл. А. Рышковым (1865 – 1938) проект Положения о Пушкинском Доме.
Собирательская деятельность: из Ивановского Московской области была доставлена в Пушкинский Дом библиотека поэта. Из Парижа были доставлены в Петербург материалы музея А.Ф. Онегина.
Должность: учёный хранитель Пушкинского Дома.
Область научных интересов: архивоведение, источниковедение, библиография, генеалогия, история русской литературы. Редактор и издатель журнала «Пушкин и его современники».
Автор 900 критических статей и научных работ, среди которых «Пушкин», «Библиотека Пушкина». Составитель картотеки «Пушкин и его окружение» - 164616 ед. хр.
Из работы научного сотрудника Пушкинского Дома Л.К. Хитрово «Письма Н.Д. Романова к Б.Л. Модзалевскому» стало известно, что в поле зрения Модзалевского входила и наша Тверская губерния.
Николай Дмитриевич Романов – двоюродный племянник Татьяны Петровны Балавенской, последней хозяйки «Старого дома» на Ямской улице в Торжке. Он был корреспондентом Модзалевского и его информатором о нахождении картин, портретов, предметов быта и документов пушкинской поры, которые находились у дворян новоторжской округи, но прежде всего – у богатых родственников – Олениных, Балавенских, Львовых, Полторацких, Бакуниных и других.
Многие документы эпохи через посредство Романова и Модзалевского поступили в фонды Пушкинского Дома.
Наука о Пушкине, начиная с 1920 годов, обязана выдающимися своими успехами не только информации о Пушкине, заложенной в «Материалах» Анненкова. Как из корневой системы, потянулись из его книги побеги не только отдельных проблемных исследований, но и целых направлений пушкинистики.
Нужно отдать должное С.А. Венгерову (1855 – 1920). В Петербургском университете, где он преподавал, он вёл пушкинский семинар, слушатели которого стали пушкинистами с мировым именем. Они известны как авторы научных книг о Пушкине и как редакторы научных изданий произведений А.С. Пушкина.
В XX веке, по сравнению с XIX, научные приёмы изучения и издания текстов достигли необычайного развития.
Итак, мы видим, что книжная и научная пушкиниана в XIX веке была делом любителей и почитателей Пушкина.
В XX веке она осуществляется в порядке научной работы, прежде всего, сотрудников Института русской литературы (ИРЛИ), созданного в 1905 году.
В 2005 году Пушкинский Дом отметил свой столетний юбилей. К этой дате вышла в свет книга Н. Баскакова «Пушкинский Дом», в которой изложена история создания этого государственного научного учреждения, а также представлен состав сотрудников с момента основания Пушкинского Дома, перечень их научных изысканий и направление научной деятельности института. Кстати, как в XIX веке, так и в XX, направление их научной деятельности одно и то же: научное издание собрания сочинений А.С. Пушкина и его биографии.
Возникает вопрос: а разве недостаточно того, что в XIX веке издавались полные собрания сочинений поэта? При необходимости их можно переносить из издания в издание. А Павлом Васильевичем Анненковым написана его биография. У первого поэта России был достойный биограф.
Конечно, изданий XIX века недостаточно. В них нет ни одного текста его сочинений, который мог бы считаться верным и точным. Нужно создать такое полное научное собрание его сочинений, которое давало бы возможность для изучения творчества поэта, воспользоваться приложенными к нему рукописями всех вариантов произведений.
Первой попыткой научного издания сочинений Пушкина было академическое издание, начатое в 1899 году. До 1916 года вышло только 6 томов из 12, после чего издание прекратили, а вышедшие в свет тома являлись устаревшими и читателями не воспринимались.
Не изменило положение и издание С.А. Венгерова. Оно выходило с 1907 по 1916 годы. Замысел его был высоким. Он желал воссоздать в нём своеобразную пушкинскую энциклопедию, а в итоге не включил в него даже рукописи вариантов произведений.
В XX веке, по сравнению с XIX, научные приёмы изучения и издания текстов достигли необычайного развития.
Уже были кадры текстологов с научной подготовкой и специальным опытом, так необходимых для создания и установления текста произведений наших классиков.
Очень важно и то, что в XX веке в государственных хранилищах и, прежде всего, в рукописном отделе ИРЛИ (Пушкинского Дома) объединено и хранится практически всё рукописное наследие поэта.
Такое издание по постановлению Совета народных комиссаров СССР от 30 декабря 1936 года должно было выйти в свет к печальной дате – 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина, то есть к 1937 году.
И хотя этому академическому изданию сочинений Пушкина были обеспечены все необходимые условия для наилучшего осуществления, выпуск его 16 томов в 21 книге был окончен только в 1952 году.
Почему вышло такое промедление при его издании и каким его увидел свет? Драма этого издания такова. С одной стороны – уникальный коллектив учёных-энтузиастов, цвет русской науки. С другой – выдержать такие высокие требования к 1937 году было невозможно.
Издание замедлилось. Лишь несколько томов к открытию Всесоюзной пушкинской выставки в Москве всё же было выпущено. На высоте было полиграфическое искусство их исполнения, которое стало образцом и для современных, и для будущих изданий.
В то время появились высказывания: «Кого издаём? Пушкина или пушкинистов?» В комментариях увидели причину задержки издания. С тех пор справочный аппарат, так необходимый в научном издании, а также примечания, комментарии жесточайшим образом сокращались или урезались.
В связи с Отечественной войной к 1941 году редакторская работа была закончена. После войны вновь было мало времени: подхлёстывал новый юбилей – 150 лет со дня рождения А.С. Пушкина. В 1949 году издание без комментариев вышло в свет в 16 томах (20 книгах). В 1959 году вышел справочный том. Итак, 16 томов в 21 книге составили академическое полное собрание сочинений Пушкина (1937 – 1949).
К 200-летию А.С. Пушкина издательство «Воскресенье» решило вернуть читателю академическое издание собрания сочинений «полного» Пушкина (издания 1937 – 1959 гг.). Именно вернуть: издание пришлось на годы войны и выходило таким малым тиражом, что в полном комплекте оно сохранилось далеко не во всех научных библиотеках, не говоря уже об обычных и тем более домашних (тиражи первого издания – от 700 до 1000 экземпляров).
С гордостью нужно сообщить, что в библиотеке музея А.С. Пушкина в городе Торжке хранятся и первые шесть томов издания, которые успели выйти в свет в 1937 году, и весь комплект – 16 томов в 21 книге, а также факсимильное издание этого собрания сочинений, которое выпустило в свет объединение «Воскресенье».
Прошли годы, издание не утратило своей уникальной ценности, не поблекло и не устарело. Придёт время, и выйдут в свет тома несостоявшегося академического издания сочинений А.С. Пушкина. Как всегда, уже на очередной волне повысится интерес к автору. Нужна будет его биография, достойная этого труда.
Мысль эта давно беспокоит пушкинистов. Они обобщили сильные и слабые стороны биографов поэта: Н.Л. Бродского (1881 – 1951), Г.И. Чулкова (1879 – 1939), Л.П. Гроссмана (1888 – 1965), Б.С. Мейлаха (1909 – 1987), Д.Д. Благого (1893 – 1984) и других – и признали, что в их биографиях не решена проблема исследования творчества А.С. Пушкина, в то время как образцом решения этой проблемы является книга Анненкова.
Долгожданным исключением и подтверждением того, что заветы Анненкова живы, стала небольшая книга Ю.М. Лотмана «Александр Сергеевич Пушкин. Биография» (1982). В ней впервые целостную концепцию личности поэта удалось построить «по-анненковски».
Теперь, когда пушкиноведение стало всенародным, массовым тиражом выходят в свет пьесы, сценарии, всевозможные разыскания о нём: исторические, биографические, беллетристические, медицинские и т.д., но…
Среди них главные – это издания биографии и его творческого наследия. Если не будет этих научных изданий, то не на что будет равняться и не с кого будет спрашивать. В народной пушкиниане открыта свобода торжествующему «я так вижу», в ней есть и будут издержки, поспешные открытия, новые суждения и всякие профанации.
Вот тут-то против них резче и строже должна выступать критика, опирающаяся на научные труды о поэте учёных-профессионалов. Это их долг перед массовой аудиторией. Даже современные Пушкину читатели нуждались в литературной помощи. Тем более в ней нуждаются читатели последующих поколений, к ним относимся и мы.
Использованная литература
Портретная и биографическая галерея словесности, художеств и искусств в России. I. Пушкин и Брюллов. СПб. 1841.
Словарь достопамятных имён русской земли. М., 1836.
Н. Баскаков. Пушкинский Дом. Л., 1988.
Полное собрание сочинений А.С. Пушкина. Академия. 1936.
Полное собрание сочинений А.С. Пушкина. «Воскресенье». Москва, 1996.
Б.Л. Модзалевский. Библиотека Пушкина. Москва, 1988 (репринт 1910).
Б.Л. Модзалевский. Пушкин. Москва, 1999.
П.В. Анненков. Материалы для биографии Пушкина. М., 1984.
П.И. Бартенев. А.С. Пушкин. Материалы к его биографии. М., 1854 – 1855.
Л.А. Черейский. Пушкин и его окружение. Л., 1976.
Л.К. Хитрово. Письма Н.Д. Романова Б.Л. Модзалевскому. Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 1996 год.
Н.А. Горбунов. Пушкиниана Флорентия Фёдоровича Павленкова. Литературная Россия. 1980.
И. Фоняков. Пушкин: Издание, какого ещё не было. Литературная газета, 24.07.1985.
Н. Скатов. Драма одного издания.
Г. Пряхин. Возвращение издания. Литературная газета, 30.08.1995.
Т.В.Горох,
заведующая Музеем А.С.Пушкина в Торжке 1976 - 2004гг.
Air Jordan menПользователей онлайн: 0.