Преподобный Ефрем Новоторжский

24 июня (11 июня по с.с.) - перенесение мощей Преподобного Ефрема Новоторжского - основателя Борисоглебского монастыря в городе Торжке.
 
Преподобный Ефрем был родом из Венгрии. Вместе со своими братьями- святыми Моисеем Угрином и святым Георгием, он покинул Родину и, придя на Русь, поступили на службу к ростовскому князю Борису Владимировичу.
 
Известие о смерти отца - князя Владимира, застало Бориса в походе на печенегов летом 1015 года, на реке Альте. Одолев врага, он возвращался к Киеву и дорогой узнал о намерении Святополка убить его, как конкурента на киевский престол. Борис решает не противиться брату, несмотря на уговоры дружины, которая после этого оставила его. Борис проводит ночь в своем шатре в молитве, ожидая убийц. Он размышляет о суетности мира и бессмысленности власти. Князь напоминает себе об основных христианских добродетелях — смирении и любви. Но всего сильнее переживается Борисом мысль о мученичестве. Утверждаясь в мысли, что вольное мучение есть подражание Христу, Борис дважды повторяет: «Если кровь мою прольет, мученик буду Господу моему». Не только об умершем отце плачет Борис, но и о своей погибающей юности.
 
На рассвете сообщники Святополка ворвались в шатер Бориса и пронзили его копьями. Верный слуга Георгий, пытавшийся прикрыть князя своим телом, был убит на его груди. Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять золотую гривну, которую тот носил на шее. Завернув тело Бориса в шатер, на телеге его повезли в Киев. Под городом, увидев, что Борис еще дышит, два варяга добивают его мечами.
 
Моисею Угрину удалось спастись бегством, и он поступил в число монахов Киево-Печерского монастыря.
 
Второго брата - князя Глеба - смерть застигает на Днепре в сентябре 1015 г. Святополк обманом вызывает его в столицу. Предупреждение брата Ярослава не останавливает князя Глеба. До последнего момента он не хочет верить в коварство Святополка. Завидев лодки убийц, Глеб «возрадовался душою, желая принять от них целование». Но поняв, что они пришли его убить, Глеб молит их о помиловании «юности своей».Описание убийства Глеба пронзает сердце читателя острой жалостью. Юноша, почти мальчик, трепещет под ножом убийцы. Ни одна деталь храброго и добровольного принятия своей доли не смягчает ужаса этого убийства. По приказу убийц собственный повар Глеба перерезает ножом ему горло. Предсмертная мольба Глеба оканчивается его уверенностью, что всякий ученик Христов оставляется в мире для страдания, и всякое невинное и вольное страдание в мире есть страдание за имя Христово. Этот дух вольного страдания торжествует и в Глебе над его человеческой слабостью и желанием жить. Тело князя было брошено на берегу, и лишь через несколько лет найдено Ярославом, который похоронил его рядом с Борисом в Вышгороде, в церкви святого Василия.
 
Горькая и тяжелая потеря святых князей и брата Георгия тронула до глубины души преподобного Ефрема. Он отправился на место трагедии, дабы по православному обычаю предать тело брата земле, но обнаружил там лишь его отрубленную голову, которую забрал с собой. Потрясённый совершённым здесь злодеянием, от природы набожный и религиозный, он решился оставить мир, дом, отечество, богатство, свой сан боярский и искал уединения. Осенённый благодатью Божией, он решил всего себя посвятить Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обремененным житейскими недугами и страстями тленного мира.
 
Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно - иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе. Здесь он устроил обитель, а в 1038 году с сотрудниками своими и соучастниками душеспасения соорудил каменный храм во имя князей страстотерпцев Бориса и Глеба - первых русских святых, отчего и монастырь сей получил название Борисоглебский. Молитвенно-хвалебными песнями и славословием к Богу, возвышаясь всё более и более в духе Христовом, преподобный собрал около себя множество монахов. Он был для них образцом высоких иноческих подвигов. День проводил он в трудах для благоустройства своей обители, а ночь в коленопреклонении и молитвах. За высокие христианские добродетели свои преподобный был поставлен в своей обители архимандритом и до самых последних минут отхода своего в вечность никогда не оставлял церковного богослужения и не изменял своего монашеского правила.
 
Скончался преподобный Ефрем в глубокой старости,тело его было погребено в созданном им храме, в каменном гробе, иссечённом его руками.
 
Более пяти столетий святые мощи преподобного Ефрема покоились в недрах земли и остались нетленны и невредимы. Он предстательствовал перед Господом за устроенную им обитель, которая, возрастая и возвышаясь, приходила всё более и более в цветущее состояние, привлекая к себе усердных почитателей и благотворителей. Несмотря на тяжелые те времена Торжка, когда город был неоднократно разоряем и сжигаем, обитель преподобного Ефрема охраняема была одна, как святыня Господня. 
 
В 1572 году, в царствование Иоанна Грозного, архиепископ Новгорода и Пскова Леонид проезжал мимо Торжка. В обители преподобного Ефрема он расспрашивал о его мощах. Когда братия указали место, где лежало тело его, владыка с великим благоговением повелел открыть гроб. Тотчас весь храм наполнился благоуханием от мощей преподобного, которые были нетленны. Немедленно поспешили сообщить об этом царю и митрополиту Московскому Корнилию. Царь и Святитель, исполненные духовной радости и любви к преподобному, повелели освидетельствовать нетление мощей, что и было сделано торжественно и всенародно. И с этого времени установлено празднование памяти преподобного 10 февраля - день его преставления, и 24 июня - день открытия его чудодейственных мощей.
 
 
 
 
 
По материалам: 
1. Богослов.рф
2. pravoslavie.ru 
3. новоторжский-борисоглебский-монастырь.рф
 
Nike

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.