Соболь А. «Давай улетим…»: Пьеса из жизни каторжан на «колесухе». - Москва: Издательство Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно - поселенцев, 1925.

Соболь А.  «Давай улетим…»: Пьеса из жизни каторжан на «колесухе». -  Москва: Издательство Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно - поселенцев, 1925. – 70, [2] с. – (Дешевая б-ка журн. «Каторга и ссылка»; № 42-45). 
 

Автор книги Андрей Соболь (настоящее имя Юлий Михайлович (Израиль Моисеевич) Соболь, также Собель; 1 августа [20 июля] 1888, Саратов — 8 июня 1926, Москва) - революционер, писатель. Член группы социалистов-сионистов, в дальнейшем эсер. В начале 1906 арестован и присужден к 4 годам каторжных работ на строительстве “Колесухи” - Амурской колесной дороги. В 1909 бежал за границу. Первая мировая война застала Соболя в Париже, где он пытался вступить в Иностранный легион, но не прошёл из-за слабого здоровья. В 1915 г. через Сербию нелегально вернулся в Россию. В качестве корреспондента нескольких газет побывал на Кавказском фронте. После Февральской революции 1917 г. - Комиссар Временного правительства при 12-й армии. В 1922 - секретарь правления Всероссийского союза писателей (подпись Соболя стоит на членском билете Сергея Есенина). С юношеских лет страдал от тяжелой депрессии, неоднократно пытался покончить с собой. 7 июня 1926 года застрелился в Москве, на Тверском бульваре, у памятника Пушкину. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
 
Он автор известных в начале XX века рассказов и повестей. 
 
Пьеса Андрея Соболя «Давай, улетим…» из жизни каторжан на строительстве Амурской колёсной дороги. Это трактовая дорога для гужевого транспорта между Хабаровском и Благовещенском «Колесуха», строившаяся силами крестьян-переселенцев, солдат и, в основном, каторжан.
Строительство началось в 1898 г. и велось летом и зимой вдоль реки Амур, по болотам. Дорога длиной 2000 километров имела в ширину 4— 
5 метров, мосты были деревянными, а через большие реки устроены паромные переправы. До  1905 г. туда посылались в основном уголовные, с 1905 г. к ним прибавились политические. Свыше тысячи арестантов размещались в лагерях, которые устраивались и ликвидировались по мере хода работ. Нужно было расчистить лес, провести дороги, устроить жилища, организовать доставку воды, пищи и других запасов. Каторжане работали в кандалах, скованными по десять человек (один политический на девять уголовных) и были связаны круговой порукой: в случае побега одного наказывались оставшиеся девять. В связи с полной изоляцией лагерей там царило беззаконие и среди каторжан была высокая смертность.
 
Книга напечатана в 1925 году на газетной бумаге объемом 72 страницы и  форматом – 17,3х12,7 см. Она подарена библиотеке заместителем директора по основной деятельности МКУК города Торжка «ЦБС» Волковой Ириной Викторовной.
 
Фото: Каторжане за работой на постройке Амурской железной дороги, 1910-е.
 
 
 
 
Nike Blog

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.