Начало педагогической деятельности В.Ф. Кашковой

   15 августа 1955 года порог Торжокского педагогического училища переступила невысокая девушка 22 лет.

 

 Выпускница Калининского педагогического института, окончившая его историко-филологический факультет с отличием. Взгляд ее больших глаз был серьезен, внимателен ко всему. Здесь ей предстоит начать свою трудовую деятельность в качестве преподавателя русского языка и литературы. Сбылась ее заветная мечта - стать учителем словесником. Правда, предполагала, что работать придется в школе, жизнь которой она знала по своему ученическому опыту, но жизнь рассудила иначе. Предстоит более трудная работа - учить учителей. Она понимала всю меру ответственности, отсюда  волнение  и благоговение перед этим учебным заведением. Девушку звали Валентина Федоровна Кашкова.

 

   В педучилище ей был знаком всего лишь один человек, но главный – директор Васильев Павел Петрович, бывший ее учитель и директор СШ № 2. Именно он волею случая помог ей получить направление на работу сюда. Именно он первый помог осознать, что значит быть преподавателем педучилища и кто будут ее ученики. Здесь вся деятельность преподавателя должна быть направлена на конечную цель – подготовку учителя начальных классов: от уроков преподавателя, его внеклассной работы, его внешнего вида, умения ходить, говорить, общаться и т.д. В учительской работе мелочей нет. Общество всегда предъявляло и предъявляет к учителю высокие требования.

 

   Первый год работы, первые уроки, были очень нелегкими, потребовали много сил у начинающего преподавателя, но Валентина Федоровна помнила совет своей матери: «Делай все набело!»- и следовала ему.

 

   Первые 24 часа нагрузки, 4 ее первых класса – 2 на школьном отделении – 2 на отделении физического воспитания, первое классное руководство.

 

  Встреча с завучем училища Виктором Карловичем Каганкевичем произвела на Валентину Федоровну сильное впечатление, которое она пронесла через всю  свою жизнь. Это был умный, интеллигентный, очень предупредительный человек, прекрасно знающий свое дело, педагогически правильно распределяющий нагрузку начинающему преподавателю по мере ее усвоения и усложнения. Он любил свою работу, любил людей и очень радовался появлению в коллективе молодых, энергичных, преданных своей профессии преподавателей.

 

    А директор Павел Петрович первые две недели присутствовал на ее уроках тихо  сидя за спинами учащихся на последней парте. Он прекрасно понимал, что творится в ее душе, сознании, как сложны и ответственны первые уроки. Основательно разбирал их не хваля и не упрекая, больше рассказывая о писателях, т.к. сам был очень начитанным человеком и любил литературу. Вывод его был таким: « Счастливого плаванья! Парус ты ставишь правильно!» Валентина Федоровна отнеслась к его посещению как к отеческой заботе. Кстати сказать, это было традицией высокой администрации педучилища через которую прошли многие из нас начинающих преподавателей. Это так важно не администрирование, а отеческая поддержка.

 

   Валентина Федоровна переживала о том как примут ее учащиеся. В себе она не находила никакой солидности. Разница в возрасте всего 2-3 года. Здесь ей тоже сопутствовала удача. Это было время жадного отношения к учебе. Большинство ее учеников пришли осуществить свою мечту-стать учителем. Многие были выпускниками сельских школ, были трудолюбивы, воспитаны в уважительном отношении к старшим, к труду учителя особенно, были совестливы, имели некий педагогический опыт в воспитании своих братьев и сестер. Такие ученики помогали раскрыть талант учителя. Преподаватель не тратил время на наведение дисциплины. Он  р а б о т а л. Это было сотрудничество, построенное на доверии, которое в итоге давало отличный результат. Это одна из причин, почему в педучилище был такой работоспособный, яркий, талантливый педколлектив. В своей книге «Родное и близкое» Валентина Федоровна посвящает ему много прекрасных слов. Сколько необычных, интеллигентных, неравнодушных, творящих добро преподавателей. Она займет в нем свое достойное место.

 

   Любимыми ее уроками были уроки литературы, на которых она «открывала своих учеников, а они своего учителя». Методическим открытием для нее стали уроки – диспуты, которые помогали задавать необычные вопросы и получать неординарные ответы, заставляли внимательно вчитываться в произведение, обращать внимание на то, что вроде бы и не улавливается сразу. Помните, она пишет об уроке-диспуте по 8 главе «Евгения Онегина» А.С. Пушкина*.

 

   «А как быть с отношением учащихся отделения физического воспитания, которые главными для себя считают именно спортивные спец. дисциплины, а остальные уроки вроде бы и не зачем. Как их разубедить в этом и показать необходимость овладения правильным родным языком привить любовь к литературе?»* Ответ будет найден.

   Уроки русского языка – тяжелое каменистое поле, требующее ох, какой работы учителя и ученика, да еще при их разговорном языке. Учащиеся говорили на диалекте своей местности. Народный разговорный язык был ярок и прекрасен, но их надо было научить говорить грамотным, литературным, правильным учительским языком. Здесь был непочатый край работы.

 

   «Как сделать, чтоб орфография и пунктуация стали не только видимыми признаками грамотности, но и инструментом в умении записывать свою мысль? Как сделать так, чтобы не было страха перед количеством ошибок?» - вот над чем размышляет учитель.

 

   Не сразу, но Валентина Федоровна находит способ, как соединить в единое целое уроки русского языка и литературы, т.к. находит причину и констатирует: «Нельзя работать с изуродованными текстами художественных произведений на уроках русского языка».

 

   К ним она подбирает тексты из изучаемого в настоящий момент художественного произведения.

 

   «Я открывала путь, по которому шел писатель, как он искал слово, думал о знаке препинания»*. Она сама училась понимать и уважать право писателя на знак, на каждое слово и мысль.

 

   «Так русский язык, как предмет образования – становился одеждой мысли, формировал разумные навыки устной и письменной речи, давал возможность наслаждаться звучащим словом»,- пишет она.*

 

   А нам с Вами становится понятным, как эта кропотливая работа в будущем породит писателя - пушкиниста, чувствующего и имеющего страстное желание разобраться в мотивах его творчества, его душевного состояния и сделать это достоянием других.

 

   Валентина Федоровна пишет сочинения на уроках вместе со своими учениками. Зачем? «А смогут ли они за отведенное на уроке время успеть раскрыть одну из заданных ею тем?». Она экспериментирует и проверяет все собой. Причем, учащимся дано право во время написания обратится к преподавателю с вопросом на очень интересный вопрос, в котором появилось затруднение.

 

   «Пусть лучше творчески сами работают, толково спросят, думают, чем будут пользоваться шпаргалками»*, - ее точка зрения.

 

   «Учить надо было умно, спрашивать толково»* - мнение Валентины Федоровны и она из урока в урок отрабатывала умное обучение.

 

   Говоря о своих сочинениях, написанных вместе с учащимися, она резюмирует: «Перышко должно быть в рабочем состоянии». Может быть именно тогда в ней интуитивно давало о себе знать предназначение писать.

 

   Пришлось овладевать и совершенно новыми предметами. Детская литература - ее курс не соответствовал институтскому. Валентина Федоровна с сожалением отмечает, что пришлось возвращаться к тому, что только чуть-чуть затронуло в детские годы. Война отняла радость чтения детских книг – мало их попадало в руки, поэтому читая эти книги при подготовке к урокам, она как бы возвращала себе непрожитое детство. Но каков был объем работы при подготовке?!

 

   Уроки выразительного чтения давались успешнее, радостнее, так как в институте был факультатив по выразительному чтению, который вел актер Калининского драм театра А.С. Сафронов.

 

   Так подробно показываю тот объем работы, который лег на худенькие плечи молодой учительницы, что бы показать силу ее характера, силу ее духа. А кроме того еще внеклассная работа, проверка тетрадей, педсоветы в 19:00, профсоюзные собрания, выход на работу из дома со Ржевской улицы в 7 часов утра, подготовка к урокам далеко за полночь.… А сколько времени отведено на сон? А есть ли личное время? …

 

   Усталость сказывалась, слезы были,… но дома, знала только мама. Не сразу пришел опыт, но работая с большой отдачей, сразу набело она преодолеет эти трудности, бережно сохраняя и дополняя свои наработки.

 

   Впереди предстояла еще очень сложная работа, которая потребует быстрого роста, быстрого освоения профессии – это работа преподавателя методиста. В начале второго года работы Валентину Федоровну пригласила высокая администрация и поставила в известность, что со следующего года ей будут даны уроки методики и педагогической практики. Надо было добыть опыт, которому никто ее не учил. Кладовая этого опыта существовала. Его носителями были опыт коллег методистов  и учителей базовой школы.

 

   В течение года Валентина Федоровна в свободное от работы время посещает уроки учителей начальных классов, открытые уроки преподавателей - методистов пробные уроки учащихся педучилища, присутствует при разборе уроков.

 

   Восхищается работой учителей базовой школы, просто влюбляется в работу Агриппины Арсеньевны Сысоевой Заслуженного учителя школ РСФСР. Пишет о ней: «Чудесная, красивая, аристократически стройная женщина лет за 50, которую сам Бог наделил редким даром понимать детскую душу, развивать мышление и воображение, жить в вечном поиске».

 

   Базовая школа отбирала лучших выпускников педучилища. Вместе с ними и со своими коллегами Валентина Федоровна будет внедрять новые программы, обучаясь на ходу и добиваться высоких результатов.

 

   Она быстро учится, правильно распределяя свое рабочее время, много успевает сделать, правильно строит отношения с учащимися и коллегами и так на протяжении всей трудовой деятельности и, как результат придет опыт признания, уважения, оценка ее труда.

 

   Подготовка и празднование 100-летия педучилища в 1971 году – яркий  тому показатель. К этой дате было подготовлено две выставки. Одна из выставок называлась «Поэты и писатели в Тверском крае», вторая посвящена была истории педучилища.  Вдохновителями этой работы были Валентина Федоровна и В.К. Каганкевич. Ею был уже накоплен большой материал по пушкинской теме, связанный с Тверским краем. Как правильно их создать? Именно ее направляют за опытом в Пушкинский музей г. Москвы в октябре 1970 года. Там ее принимают с пониманием  и дают нужные знания и советы. За год после этого работа будет выполнена и очень успешно. Выставки будут радостью в те праздничные дни, их будут называть музеями.

 

   Всего 15  лет прошло, а Валентина Федоровна уже авторитетный, уважаемый и любимый для своих учеников преподаватель. Ее труд высоко оценен коллегами, администрацией и государством. В юбилейные дни она получает свою первую правительственную награду - значок «Отличник народного просвещения», через 4 года получает звание «Заслуженный учитель школ РСФСР», 1986 году награждается значком «Отличник просвещения СССР» и в следующим 1987 награждается медалью К.Д.Ушинского, о которой никто и не слышал т.к. вручали ее ученым педагогических ВУЗов. Из 7 награжденных в тот раз она была единственной как преподаватель педучилища, и это был первый случай.

 

   Валентина Федоровна стала наставником своих коллег – филологов, начинающих свой педагогический путь. Она возглавляла методическую предметную комиссию, была заведующей методическим кабинетом. Она активно передавала свой опыт.

 

   60-е – 80-е годы в работе педучилища были по ее мнению рассветом жизни и деятельности этого учебного заведения. В эти годы возглавлял коллектив педучилища удивительный человек, фронтовик, преподаватель истории и общественных дисциплин, кавалер ордена В.И. Ленина Семенычев Федор Николаевич. Учитель от Бога. Красивый, обаятельный, веселый, общительный прекрасный собеседник, неравнодушный к судьбе каждого преподавателя и ученика. Его любили все. Дверь его кабинета не имела расписания приема по личным вопросам. Открыт и доступен директор был каждому. Именно сочетание таких руководителей как Ф.Н. Семенычев и В.К. Каганкевич, а потом и М.И. Ефремов дало тот блестящий подъем и рассвет Торжокскому педучилищу. На работу все шли как на праздник. В эти же годы расцвел талант В.Ф. Кашковой, пришло ее признание и высочащий авторитет.

 

   Именно в эти годы она стала активно печатать свои материалы на пушкинскую тему. Широко известна ее роль в организации пушкинских праздников, пушкинского музея, краеведческой работы, подготовки экскурсоводов, и многое другое в общественно жизни города. Все это делалось параллельно с основной учительской работой. И звание Почетного гражданина города Торжка она получает в это же время.

 

   Удивительно, сколько смогла сделать эта женщина, сколько граней своего таланта она раскрыла в себе.

 

   Сколько она подготовила прекрасных учителей своей любовью к профессии, русскому языку, литературе, заразив их своим опытом, своим отношением к труду педагога.

 

   Она на отлично исполнила основной завет своего родного учебного заведения «Сеять разумное, доброе, вечное». Она любила свою Родину, свой родной город Торжок, свою работу, людей. Именно любовь является главной составляющей всех ее дел. 43 года учительского труда пролетали как один миг.

 

   30 августа 1998 года Валентина Федоровна вышла на пенсию. Закончился большой, благодатный, любимый период ее жизни – учительский. Начинался следующий – пенсионный, к которому надо будет привыкать. Блажен тот, кто с нетерпением ждал пенсии и вышел на нее с радостью. У нее по-другому... Период будет нелегким (по здоровью), но творческим, подарившим нам всем ее прекрасные книги. Она оценит и порадуется возможности быть хозяйкой всего своего времени, возможности читать, слушать музыку, смотреть интересное для себя, пропускать через душу и сердце и делится своими размышлениями.

 

   Так что же это за профессия – Учитель? Каковы возможности человека, который входит в нее верно угадав свое предназначение? Ответ на этот вопрос в полном объеме дала Валентина Федоровна Кашкова Заслуженный учитель школ РСФСР, писатель, Почетный гражданин города Торжка.

 

Царева Валентина Николаевна,

преподаватель  Торжокского педучилища

имени Ф.В.Бадюлина  

 

 


 

* В.Ф. Кашкова «Рядом и далеко», книга первая 3 часть стр.149-230.

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.