Памяти Галины Алексеевны Климовской

Недавно в Тверской областной универсальной научной библиотеке им.А.М. Горького прошла 7-я Региональная научная конференция «Тверское краеведение: прошлое, настоящее, будущее». Соорганизаторами – выступило Тверское областное краеведческое общество. От Центральной городской библиотеки им. В.Ф. Кашковой был представлен доклад: «Богат наш край народными талантами…», посвященный памяти Галины Алексеевны Климовской (1930-1995 гг.) – художницы, искусствоведа, коренной новоторки, исследователя Торжка.
 
С 2013 года Центральная городская библиотека города Торжка носит имя Валентины Федоровны Кашковой - Почётного гражданина города Торжка, писателя - пушкиниста, краеведа.
 
Изучая литературные места, связанные с ее жизнью и деятельностью, перечитывая ее первую книгу воспоминаний «Рядом и далеко», мое внимание привлекла  глава «Наша улица», из которой узнала, что на улице Ржевской, в Торжке,  родилась  и жила еще одна удивительная новоторка - Галина Алексеевна Климовская. 
 
Знакомство с жителями Ржевской начнем с цитаты из этой книги: «Теперь перейду к угловому дому, выходившему  одной стороной на Ржевский переулок. Владели им Шилкины и Александровы.
 
О Шилкиных надо говорить подробнее. Отец семейства, Алексей Алексеевич, был электриком. Мать, Анна Николаевна, работала в Институте льна. Она была в родстве с семейством Пожарских и Шитарёвых - потомственных ямщиков и владельцев гостиниц. Анна Николаевна хорошо рисовала, наверное, от неё это передалось детям - Галине и Леониду: они рисовали, лепили, занимались резьбой. Галина окончила геофак Новгородского пединститута, потом Ленинградский институт им. И. Репина, Леонид - художественное училище. В 70-80-е годы я встретилась с ними в педагогическом училище, где оба преподавали изобразительное искусство.
 
Галина Алексеевна, известная теперь как искусствовед, возродивший новоторжскую глиняную игрушку, была разносторонне одарённым человеком: не только рисовала и лепила, но писала стихи, рассказы, руководила детским драматическим коллективом в Доме пионеров, где несколько лет была директором, и в педучилище. Возрождая почти забытый в Торжке промысел изготовления глиняной расписной игрушки, создала творческую студию-артель, стала её руководителем.
 
Г.А. Климовская была талантливым краеведом-исследователем; её статьи о золотошвеях, гончарах, кузнецах были первыми серьёзными исследованиями о мастерах кустарных промыслов Торжка.
 
Трагическая случайность оборвала её жизнь: Галина Алексеевна была тяжело травмирована лопастью снегоочистителя железнодорожного полотна, когда шла по занесенной кромке пути - шла на рыбалку! 
 
Она мечтала об издании книги о Торжке, над которой работала много лет. Я читала рукопись не просто с интересом, а с радостью и гордостью. В рукописи были страницы об истории древнего города, об осадах и пожарищах, о героической борьбе и обороне, эпизоды которых были изображены на старинных гравюрах, их отыскала Галина Алексеевна в музейных фондах Ленинграда и Москвы... 
Где эта рукопись, не знаю… 
 
А у меня в книжном шкафу, за стеклом, - две глиняные игрушки, подаренные в день пятидесятилетия Галиной Климовской - изумительным человеком, которым должен гордиться город. Но вспоминают о ней до обидного редко». (1)
 
Эти слова побудили меня более глубоко окунуться в краеведение, архивные источники, чтобы раскрыть и для себя, и для жителей города еще одно имя художника, искусствоведа, исследователя Торжка – Галины Алексеевны Климовской.
 
Вот некоторые факты из ее биографии:
 
Павел Евдокимович Пожарский, родной брат знаменитой хозяйки гостиницы в городе Торжке Дарьи Пожарской, один из прадедов Галины Алексеевны.
 
По воспоминаниям дочери Г.А. Климовской – Надежды, в доме № 13 на улице Ржевской, где жил родной дед Николай Васильевич Шитарев, всегда была глина - в семье лепили. Кроме того, шили золотом и держали золотошвейную мастерскую на 20 мастериц. 
 
Интересный факт: после Великой Отечественной войны, во время  ремонта дедовского дома, была откопана «птичка свистулька» - вся гладкая с пронзительным свистом. Раньше такие игрушки имели ритуальное значение и закапывались под порог дома, чтобы «отгонять» нечистую силу. 
 
Началась Великая Отечественная  война. Галине было 11 лет.
 
Отца призвали на фронт, семью эвакуировали в Пермскую область. В ряде статей Г.А. Климовской «У линии огня». (2) Галина Алексеевна рассказала о трудном пути в холодные осенние месяцы 1941 года из Торжка до Лихославля, Рамешек, Сонково, о дороге в неизвестность…
 
Первую глиняную игрушку Галина  сделала во время войны, тогда покупных игрушек не было, вот и мастерила она их себе сама - зверушек разных, куколок, сказочных героев.
 
И больше никогда не оставляла она это занятие, которое стало делом всей ее жизни.
 
Через тридцать пять лет Галина Алексеевна напишет очерк в газете «Маяк коммунизма» «Гончары», в котором расскажет историю гончарного промысла в Торжке. (3)
 
«Удивительны и разнообразны изделия новоторжских гончаров. Это, прежде всего, посуда и предметы нехитрого народного быта - глиняные чаны и трубы для печей, кринки и бутылки, кирпичи, изразцы и миниатюрные вазочки, самовары, умывальники и детская посуда. А для приманки покупателей выносили гончары на базар вместе с посудой знаменитые новоторжские игрушки: глиняных соловьев и жаворонков, петухов и баранов, мужиков с медведями, нарядных барынь, копилки.
 
Прекрасен светлый сказочный мир народных мастеров, неистощимая фантазия и юмор. Здесь они неискушенные ни в каких искусствах, выступали самобытными художниками. Изготовление игрушки было как бы маленьким праздником в тяжелом однообразном труде гончаров. Покупатели охотно разбирали их. Правда, прибыли от игрушек никакой не получали, и основным товаром оставалась гончарная посуда.
 
Гончарное производство с древнейших времен бытует в Торжке. Черепки глиняной посуды XI - XIII веков во множестве найдены на территории древнего города. Иногда удается найти фрагменты изразцов XVII - XVIII веков. Ещё не перевелась в домах старожилов гончарная посуда местных мастеров.
 
Первое упоминание о новоторжских гончарах мы встречаем в 1625 году у Потапа Нарбекова. Вероятно, уже в то время селились гончары в Гончарной слободке близ деревянного Никитского монастыря. Примечательно, что святого Никиту чтили, как покровителя гончаров. И, может быть, не случайно одна из двух ярмарок в Торжке была Никитской (проходила ежегодно с 12 по 18 сентября по старому стилю).
В 1824 году в Торжке существовало семь горшечен и три гончарни». (4)
 
В статье Н. Максимова "Привези мне из Торжка Галина Алексеевна вспоминает: «в 50-х годах поселились мы рядом с домом потомственного торжокского гончара Юрия Михайловича Белоусова. Как-то увидела его за работой, почувствовала запах глины, сразу все вспомнилось. С того и началось: выпадает свободный часок или мимо иду - непременно в мастерскую  загляну. Понемногу и освоила все гончарные премудрости. От него и узнала я, как лепили в Торжке барыню, медведя, глухаря, коника, птицу Сирин, он научил и голоса им "ставить", чтобы каждая свистулька пела по-своему. И глиной помогал, и обжигал первое время мои игрушки... А когда лет через десять открылась в городе художественно-керамическая мастерская, уже я сама обучала первых игрушечниц». ( 5)
 
Летом 1971 г. в гостях в доме на Ржевской улице побывал писатель из Москвы Анатолий Приставкин. 
 
Ранее писатель встречался с Галиной Алексеевной в Сибири, на строительстве ГЭС. Она читала ему свои стихи.
 
В библиотеке есть копия статьи А. Приставкина "Живёт в Торжке художник" (Литературная газета.- 1973. - 12 сент. - С. 13.): "...Климовская создает новоторжскую игрушку. Такой игрушки до неё в Торжке не было. Вся предшествующая жизнь Климовской - увлечение историей, этнографией, многолетние исследования о золотошвейном, гончарном и др. промыслах. Вкус и талант художника - всё как бы сошлось вместе, сфокусировалось в маленьких её игрушках. Мнение искусствоведов, специалистов в области прикладного искусства сводится к одному - искусство Климовской своеобразно и самобытно. Фантастические звери, сказочные персонажи фигурок Климовской привлекают росписью, тонкой разработкой деталей, налепами в виде бусин, кружочков и капелек, а в декоративном искусстве - филигранностью выполнения орнамента. Конечно, игрушка не обладает той очаровательной наивностью форм и декора, которая свойственна игрушкам традиционных народных промыслов". 
 
Писатель рассказал о встрече с Климовской в рассказе «Галя». (6)
 
С А. Приставкиным по пути на Селигер проезжал искусствовед Артур Галашевич, который так отзывался о работах Галины: «...Вот милые русские кокошники с причудливыми узорами украсили головы глиняных красавиц, узор бусами рассыпался по кокошнику. В их нарядах переплетались узоры золотошвей, кружевниц, разлились по широким сарафанам сама алая заря и голубая синь среднерусского неба. Осташи, новоторки, тверитянки, ржевитянки... Здесь петухи, глухари, кони. Причем, петух обязательно весь солнечный, без него ведь солнце не встанет. На гребне у него солнце...
 
По форме её изделия напоминают традиции древнерусской игрушки, византийских химер и грифонов, персидскую птицу Феникс, а в росписи использована характерная новгородская манера. Так, собрав воедино несколько приемов в лепке и росписи, она создала свой неповторимый стиль в прикладном искусстве». 
 
А когда кого-то смущала фантастичность её работ, Галина Алексеевна напоминала случай, описанный Ильёй Эренбургом. Некий инструктор, приехавший из областного центра, надумал наставлять деревенскую игрушечницу: «Что это у тебя? Лошадь не лошадь, лев не лев. Да такого зверя нет». Опытная мастерица, не смутившись, спокойно отвечала: «А если бы был, зачем бы я стала его делать. На то и творчество, чтобы себя, свои мысли выражать, а не кого-то копировать». (7)
 
Изделия Климовской хранятся во многих музеях страны, экспонировались они и на ВДНХ, и в Манеже, показывались в Польше, Чехословакии, Франции и на других выставках.
 
Г.А. Климовская была одним из самых активных читателей-краеведов центральной районной библиотеки. Библиотекари-старожилы вспоминают, какую большую поисковую работу они проводили вместе с ней. Результатом этого - краеведческий фонд пополнился многочисленными копиями ценных изданий по истории Торжка. По словам Галины Алексеевны, ей довелось работать не только в архивах и библиотеках, но и в фондах ведущих музеев страны - Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства. За свои деньги заказывала фотокопии, ксерокопии - по крупицам собирался материал для монографии о декоративно-прикладном искусстве Торжка.  
 
Ярким и запоминающимся было выступление Г.А. Климовской «Из истории художественных ремесел», которое  прозвучало в 1989 году на Научно-практической конференции «Город чудный, город древний», посвященной 1000-летию Торжка. Материалы конференции хранятся в Центральной городской библиотеке им. В.Ф. Кашковой.
 
Рекомендации НИИ художественных промыслов, образцы народной умелицы, искусствоведа Г.А. Климовской помогли рождению в Торжке не имеющей аналогов броской, яркой, декоративной свистульки.
 
В 1975 г. в Торжке была открыта мастерская глиняной игрушки. Мастер самозабвенно обучала молодых, передавая им секреты своего ремесла.
 
Первой пришла в цех, ученица Галины Алексеевны,  Лилия Михайловна Заварзина, Валентина Александровна Петухова, в 1982 году - Татьяна Николаевна Сендеркина. Выполняют мастерицы свистульки индивидуально, начиная от лепки до росписи. Поэтому игрушки не повторяются. У каждого мастера есть свои излюбленные приемы превращения маленького кусочка глины в настоящее произведение искусства. В 90-х годах торжокскую художественную мастерскую взял под свое крыло лихославльский завод керамических изделий.
 
Замечательно, что в Торжке есть мастерицы продолжающие традиции новоторжской глиняной игрушки: Нина Петровна Стекольникова, Ольга Леонидовна Васильева и Вера Васильевна Аракчеева. Современные мастерицы воссоздали ее в своем стиле. Дело Галины Алексеевны Климовской продолжают народные умельцы и за пределами родного Торжка. Среди них - профессиональный музыкант, специалист по традиционной народной культуре, профессор, заведующий кафедрой народного художественного творчества Тверского филиала ГАСКа Владимир Иванович Ситников, занимающийся глиняной игрушкой уже лет тридцать.
 
По информации из Интернета мы можем сказать, что Новоторжская глиняная игрушка Климовской Галины Алексеевны была изучена в методическом центре по дошкольному воспитанию г. Москва и рекомендована для использования на занятиях по изобразительному искусству в детских садах России. Лепкой по образцам Г.А. Климовской до сих пор занимаются в детских садах Торжка, Осташкова, Вышнего Волочка и в других городах.
 
«Что же делать?» - так называется одна из глав очерка «Гончары», где Г.А.Климовская пишет:
 
«Мы призваны охранять не только природные богатства и памятники архитектуры, но и народное искусство. Есть опасность полного исчезновения искусства гончаров в Торжке.
 
Пройдут годы, мы спохватимся и начнём возрождать утраченное, открывать давно открытое.
 
Если мы сумеем возродить искусство наших мастеров, то заслужим уважение и благодарность наших современников и потомков. А люди будут ехать в Торжок не только за золотошвейными изделиями, но и за удивительной новоторжской глиняной игрушкой». (8)
 
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что торжокская игрушка-свистулька, в которой реальное, фантастическое и сказочное переплетаются, - жива. Игрушки продаются в магазинах Торжка, мастера участвуют в выставках декоративно-прикладного творчества в Твери, демонстрировали они свои творческие работы и во Франции.
 
"Богат наш край янтарными закатами, 
Задорной песней, пляской огневой,
Богат наш край народными талантами
И знаменит игрушкой расписной,
Хранят музеи кружева старинные
И золотых узоров вечный свет,
Живут в Торжке предания былинные.
Здесь каждый третий - скульптор иль поэт».
 
Так поэтично охарактеризовала талантливый торжокский край Галина Алексеевна Климовская – коренная новоторка, художница, искусствовед, мастер, возродивший новоторжскую глиняную игрушку.
 
 
 
 
_____________________________________
 
 
 
При работе над текстом были использованы документы краеведческого информационного центра центральной городской библиотеки им. В.Ф.Кашковой, Всероссийского историко-этнографического музея, Торжокского педагогического колледжа им. Ф.В. Бадюлина, краеведов и мастериц города.
 
1. Кашкова В.Ф. Рядом и далеко: Кн.1.- Торжок, 2006. - С. 26-28.
2. Маяк коммунизма (г. Торжок). - 1971.- 16, 18, 23, 28 декабря.
3. 1976.- 15 сентября. –С.4.
4. См. там же.-15 декабря.-С. 4.
5. Советская женщина- 1988. - №5.
6. Приставкин А. Галя: рассказ //Работница.-1971.- 6 ноября. - С.4.
7. Климовская Н. Игрушки Галины Климовской // Новоторжский вестник (Торжок). - 2000. - 22 декабря. - С. 3.
8. Маяк коммунизма (Торжок). - 1976. - 26 сентября. - С. 4.
 
 
 
 
 
 
 
Татьяна Ипатова,
заведующая отделом управления фондами и каталогами 
Центральной городской библиотеки им. В.Ф. Кашковой
 
Nike Air Presto Fly

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.