Пушкинские недели в Торжке


И тут ко мне идёт незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

А Пушкин. Осень. 1833 г.

 

  Наш путь к Пушкину, длиною почти в сорок лет, — это не только то, что имеет внешние признаки: памятники, музеи, книги, выставки — всё, что мы часто называем «нашим пушкинским»...

  Я часто думаю о другом, что не имеет внешнего, о глубинном и таком необходимом. Мы хотим приблизиться к Миру Пушкина, понять его, узнать в великом и малом. А его «малое» — это тоже чудо. Наверное, так было с друзьями Александра Сергеевича —они тоже хотели всмотреться в этот притягательный Материк, со­творённый Богом.

  Но помните, что сказал другой наш Поэт? «Большое видится на расстоянье...» Может быть, мы больше знаем о Пушкине /боюсь сказать, «понимаем Поэта»/, чем знали его самые близкие друзья, их было немного: Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер и, по­жалуй, Павел Воинович Нащокин... Почему я так думаю? Пото­му, что они не успели. Дельвиг ушёл из жизни рано, в 1831 году, у Пушкина оставалось ещё шесть золотых лет. Кюхельбекер был вырван из дружеского общения в 1825 году, хотя он читал, пере­живая с милым Александром каждую его строку, которая доходила до далёкой Сибири. /Помните, Пушкин просил у А.Н. Мордвинова, управляющего IIIотделением, разрешения послать книги своих стихов Кюхельбекеру?/ А Павел Воинович Нащокин, добрый, преданный друг, видел в Пушкине «большое дитя», которое надо приласкать, успокоить, развеселить, помочь решить денежные проблемы. Пушкин-гений, с его творческим горением, ранимой душой, был для «Войныча» иногда за семью печатями. Никто из друзей Пушкина не читал всего пушкинского, потому что всё при его жизни не было напечатано. Мы более счастливые читатели: для нас открыт почти весь Пушкин — понять бы только!..

  Просто ли нам даже охватить глазом такое бесценное духов­ное сокровище? Даже это — великий труд души. А как же найти в этой сокровищнице своё, то, что войдёт в твой мир, станет от­радой и спасением? Не знаю — как... И всё-таки приближение возможно.

  Из года в год мы заселяем пушкинский Материк его друзьями, единомышленниками, раздвигаем рамки наших представлений об эпохе, в которую он жил; правдиво, без идейных перекосов, созданных нашей эпохой, хотим воссоздать атмосферу нравственной, духовной жизни далёких времен, услышать Музыку гармонического внутреннего мира Поэта, понять, почему дисгармония посягала на неё.

  Познавая далёкое, мы учимся различать то, что скрыто в близком, ценить добро, которое рядом, понимать истоки зла — к сожалению, человечество совершенствуется и в его сотворении.

  И то, что накапливается за год в музеях, в Центральной библиотеке, в Детской школе искусств, в Доме культуры, в Доме творчества детей и молодёжи, у самой созидательной, творчески активной части нашей интеллигенции — у поэтов, составляющих ядро литературного объединения «Тверца», у каждого из нас, кого привлекает русская и мировая культура, мы сносим в нашу общую «копилку», чтобы потом из неё согревшее нас дарить другим... Так происходит наполнение словом, музыкой, прекрасными образами Пушкинской Недели литературы и искусства.

  Уже к концу апреля бывают готовы Программы Недели. Кто же их составляет? Когда-то это брали на себя общество «Знание», отдел пропаганды ГК КПСС, отделы культуры городской и районной администраций и, конечно, Пушкинский оргкомитет. Теперь остались два организатора: администрация города Торжка и Пушкинский оргкомитет. Но назвать таким образом организаторов — это сказать далеко не все: в таком творческом деле важно, чтобы ядро состояло из друзей-единомышленников, способных понимать, даже «угадывать» направление поисков, быть изобретательными, создавать атмосферу оптимизма.

  С искренней признательностью хочу назвать — оставить в Пушкинской летописи! — хотя бы несколько фамилий из большой группы организаторов, с кем мы находили взаимопонимание и ощущали творческую радость. Это Татьяна Ивановна Рыбкина, в течение нескольких лет возглавлявшая отдел культуры городской администрации; Татьяна Александровна Ветошко, помощник руководителя аппарата главы города, — это не только представители того круга людей, кто делает многое в соответствии с занимаемой должностью: в ауре Пушкинского мира такое не создало бы доверительной атмосферы сотрудничества, таких от­тенков доверия в большом и малом, какие нужны, когда идут поиски и совершаются открытия. Тут нужны душа, искренняя заинтересованность и глубина постижения пушкинской темы.

  ...Таисия Владимировна Горох и Ольга Александровна Мити­на всегда жили в атмосфере творческой инициативы, не ожидая чьих-то «указаний»; Центральная районная библиотека и Музей А.С. Пушкина — это дружественные пространства, населённые людьми, умеющими сотрудничать. То же свойство творческого горения отличает и сотрудников ВИЭМ/а/.

  Каждый год что-то новое, часто неожиданное предлагают наши Поэты и Прозаики — члены литературного объединения «Тверда», которыми долгие годы руководил Василий Васильевич Миронов, а теперь Людмила Владимировна Евдокимова, человек, наделён­ный многими талантами.

  Но ведь всё, чем мы радуем новоторов и гостей города, требует многих организационных усилий и... да! Денег... Как хорошо это всегда понимали и понимают главы города и района: за 36 лет я ни разу не слышала отказов или недовольства чем-то, когда мы «изобретали» новое, может быть, и рисковали... Мы благо­дарны Юрию Алексеевичу Черноволенко, Борису Федосеевичу Селивоненко, Нине Алексеевне Пушкиной, Зинаиде Васильевне Кирмасовой, Евгению Ивановичу Игнатову и ныне уже ушед­шим от нас Владимиру Александровичу Кудрявцеву, Геннадию Семеновичу Кобылину, Михаилу Ивановичу Фролову — и всем, кто видел и видит в Пушкинском Деле очень важный пласт рос­сийской культуры и духовности, без которых нет ни настоящего, ни будущего... Конечно, не мы придумали такое понятие, как «Пушкинская Неделя» — это подсказало время, далёкий 1921 год. Тогда А.С. Пушкин соединил три временных потока: прошлое, настоящее и будущее. Мы шли по этому же пути. Члены орг­комитета — это люди поиска и открытый. Что мы ищем? Темы, жанры, идеи, новых участников, друзей, которые живут от нас иногда очень далеко. Чтобы читателям было понятно, как сопря­гаются наши усилия, кто участвует в разных встречах, готовит их и где они проходят, приведу в качестве примера полностью про­грамму юбилейной Недели литературы и искусства, посвященной 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Вообразите, что вы получили её в качестве пригласительного билета, например, числа 12-15 мая 1999 года...

18 мая. Актовый зал администрации города Торжка

10.00. МУЗЕЙНЫЕ ЧТЕНИЯ, посвящённые 110-летаю со дня рождения А.А. Суслова, известного краеведа, почётного гражданина Торжка.

19  мая. Дом культуры

10.00. Финал детского игрового праздника — состязания «КЛЮЧ ОТ ЛАРЦА ЧАРОДЕЯ» /По поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»/.

26 мая. Музей А.С. Пушкина

17.00. «В СОЮЗЕ ЗВУКОВ, СЛОВ И ЧУВСТВ» А.С. Пушкин и русская музыка. Программу ведут преподава­тели и учащиеся Детской музыкальной школы.

1-2 июня. Музей А.С. Пушкина

17.00. «И БУДУ СЛАВЕН Я...» Пушкинские юбилейные чтения:

-  У истоков научной Пушкинианы второй половины XIXи нач. XXвеков

Роль Пушкинского Дома.

-   Книжная Пушкиниана XIX в.

-   Изобразительная Пушкиниана Х1Х-ХХ столетий.

-   Зарубежная Пушкиниана.

С сообщениями выступают: Горох Т.В., Тулинова Л.В., Русакова Г.В., Светличная Л.Н. и поэт Рысенков В.Н.

3 июня. Выставочный зал ВИЭМ/а/

17.00. «СУДЬБОЮ ВВЕРЕННЫЙ МНЕ ДАР» Открытие выставки работ архитектора и художника АНДРЕЕ­ВА ЛЬВА ВАСИЛЬЕВИЧА, профессора МАРХИ, почётного гражданина Торжка. К 75-летию со дня рождения.

 

4 июня. Центральная библиотека

17.00. «СВОБОДНОЙ МУЗЫ ПРИНОШЕНЬЕ» Встреча с творческой группой авторов, составителей и изда­телей сборника, посвящённого юбилею А.С. Пушкина.

5 июня. Площадь им. 9 января

11.00. ДЕНЬ ГОРОДА, ПОСВЯЩЁННЫЙ 200-ЛЕТИЮ А.С. ПУШКИНА

5 июня. Дом культуры

18.00. «ТЕБЯ, КАК ПЕРВУЮ ЛЮБОВЬ, РОССИИ СЕРДЦЕ НЕ ЗАБУДЕТ».

Юбилейный вечер, посвящённый 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина:

-    Литературно-музыкальная композиция «Пушкинский
бал».

-    Встреча с поэтами и писателями— гостями праздника.

-    Поэтический венок Пушкину: чтение стихов и возложение
цветов к памятнику Александра Сергеевича Пушкина.

  Как можно понять из «Программы», знаковым событием юби­лейных Пушкинских торжеств стал выход сборника «Свободной музы приношенье», изданного по инициативе Пушкинского орг­комитета на средства, выделенные администрацией Торжка из местного бюджета. Составили сборник и подготовили его к печати Татьяна Большакова и Ольга Лобанова — сотрудники Всерос­сийского музея истории и этнографии, одного из музеев Торжка. Фотографии А. Кравченко, художественное оформление А. Горо­хова. Издатели /Лилия ЛТД/ сумели сделать сборник в лучших традициях полиграфических изданий.

  Все организационные вопросы по изданию сборника решала заведующая отделом культуры Рыбкина Т.И.

  Глава Торжка Ю.А. Черноволенко вручал отлично изданную книгу гостям юбилейных торжеств и тем, кто вложил свой творческий труд в организацию праздничных мероприятий. Получила этот дар и я. К голосам наших поэтов, писателей, музейных работников, чьи стихи, рассказы, статьи вошли в сборник, присоединился и мой голос, моё «Слово к читателям». Вот несколько строк из него: «Дорогие друзья! Кто бы вы ни были, какие бы дали ни отделяли вас от нашего времени, мы верим, что вы — наши Друзья, читатели и вам понятно и дорого слово, сказанное в канун 200-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина... !  Его  творчество это огромный океан, и в него бегут ручейки и реки живой народной мысли. Они чистая подпитка его неизбывному слову... Всмотритесь в воды малых ручейков, испейте их целебной воды, вслушайтесь в журчание волн, узнайте себя и своё многообразие жизни...»

  ...На наших Пушкинских праздниках первые гости — поэты и писатели. Заключительная встреча в Доме культуры — это вечер открытых дверей, которым завершается Неделя. В зал Дома культуры может прийти любой. Задолго до праздников начинают спрашивать: «Кто нынче приедет?» И речь идёт не о «звёздах» поп-культуры — не тот День! День Пушкина — праздник русского Слова, Гармонии мысли и её воплощения.

  Я замечала, что гости Пушкинских праздников, именитые, повидавшие «белый свет», чуть робели в переполненном зритель­ном зале ДК. Они ехали в «провинцию» — и вдруг такая чуткая тишина, восторженные аплодисменты, зрителя просят стихов, искреннего слова, хотят понять, какие они — нынешние пророки, могут ли «глаголом жечь сердца людей»?

 Такого уже нет в столицах, на шумных тусовках — там руко­плещут другому...

 А надо сказать, что Торжок встречал немало поэтов, писате­лей, литературных критиков, хорошо известных российскому читателю. Напомню несколько из них: Олег Волков, Лев Ошанин, Лариса Васильева, Маргарита Алигер, Михаил Матусовский, Олег Шестинский, Владимир Костров, Фазиль Искандер, Борис Полевой, Михаил Урнов, Андрей Дементьев, Александр Говелинг, Евгений Борисов, Валентин Штубов, Константин Рябенький, Владимир Львов, Вера Грибникова, Вячеслав Воробьёв и, конечно, наши родные земляки Василий и Михаил Рысенковы, Татьяна Большакова, Людмила Пономарёва, Александр Дубинин... Если бы всех собрать вместе, какую бы пушкинскую плеяду увидели мы!

 Но приходится сказать и неутешительное: Союз писателей России теперь не формирует делегаций поэтов и писателей на Пушкинский праздник Верхневолжья, как-то странно живёт и об­ластная писательская организация... Говорят, денег нет! Но, мо­жет быть, причина в другом?..

  А мы вас ждем, друзья — поэты!..

 Вспоминаю замечательные коллективы самодеятельности, которые украшали Пушкинские праздники. Незабываемо вы­ступление дивного хора учащихся педучилища под руководством прекрасного музыканта Ефремова Анатолия Дмитриевича, изуми­тельный хор преподавателей Тверского педагогического училища и хор мальчиков их Корчевы, наш «Ленок», который выходил на сцену вместе с Геннадием Георгиевичем Малышевым...

    Какую радость испытывали зрители — тогда в зале не было свободных мест!..

  Много раз на сцену Дома культуры выходила и я. Выходила говорить. Я знала: здесь можно говорить серьёзно и о серьёзном, не искать выражений «попроще» — новоторы умеют ценить мысль, слово, способность дать поэтической строке полётность.

  Вспоминаю выступление Валерия Писигина 2 апреля 2001 го­да. Прозвучало слово об одном стихотворении Пушкина — о «Па­мятнике», которое все мы со школьной юности помнили наизусть. Тогда исполнилось 175 лет со дня его создания... Умное, весомое слово об истории создания этого стихотворения, связанное с темой памяти, бессмертия, великого дела Поэтов всех времен и народов, от Горация — до Пушкина, может быть, было неожиданным, но как слушали, как аплодировали!

  За тридцать пять лет мы сумели найти отклик в душах людей — и помог нам Александр Сергеевич Пушкин. Об этом говорили и мастера художественного слова, профессиональные чтецы, которые радовали новоторов своим искусством.

  В один из праздников вместе с поэтами и писателями из Москвы приехал Яков Смоленский — мастер художественного слова, писатель. Высокий, статный, благородно деликатный по отношению к слову Поэта, к его авторской мысли, он вышел на сцену — и началось чудо простоты, естественности, без микрофо­нов, световых эффектов, музыкального сопровождения. Только он — и пушкинское слово... Главы /!/ из «Евгения Онегина», отрывки из «Графа Нулина», философская лирика... Глубокий, чистый голос создавал ощущение оркестра, состоящего из полно­звучных, чутких инструментов. В своей книге «В союзе звуков, чувств и дум» Я. Смоленский рассказал, как он добивался «бесе­ды автора с читателем» — через силу звука, оттенки интонаций, осторожное акцентирование, когда не нужны жесты, метание по сцене, искусственное «замирание», чем иногда грешат чтецы... Эта умная книга с 1977 года живёт в моём книжном пушкинском шкафу. Я получила её из рук автора.

  Не раз читал стихи А.С. Пушкина в Доме культуры и артист Калининской областной филармонии Юрий Иванов, всегда элегантный, собранный, с особым отношением к подбору про­изведений, выстраивании из них композиции, он делал чёткие, точные комментарии к этим циклам.

  Когда Ю. Иванова не стало — он рано ушёл из жизни, — в филармонии появился новый чтец — Алексей Злаказов. Его выступления были тематически завершёнными концертными спектаклями. Он мог быть спокойно-рассудителен, лиричен, порой ироничен, взрывчат, но всегда интересен для слушателей.

  Были у нас и свои исполнители. И, прежде всего, хочу вспомнить Валентина Константиновича Воронцова, преподавателя му­зыки в педучилище. Он умел слышать Слово, фразу, всю строфу, находя в ней ударный момент, когда звук достигал крещендо, звукового апофеоза — и уходил к проникновенной нежности.

  Не раз мы благодарно аплодировали и Владимиру Сергеевичу Вишнякову, обладателю красивого, чистого тембра: ему одинаково хорошо удавалась и философская лирика Пушкина, и стихи о высоких человеческих чувствах.

  Долгое время у нас была традиция: каждому выступающему начинать своё слово со стихотворения А.С. Пушкина. За вечер собирался «озвученный» сборник стихотворений Поэта. Жаль, что не пришло на ум сделать хоть раз запись... Вообще, хочу сказать, сколько мы потеряли! Я не уверена, что хранятся кадры съёмок у телевизионщиков, что тщательно ведут летопись своих публикаций газеты «Новоторжский вестник» и «Торжокская неделя». А ведь как интересны не только праздничные пушкинские номера, но и публикации, которые готовят к праздникам! Может быть, пришло время подумать об осо­бом проекте издания сборников, составленных из публикаций разных лет — во всем жанровом многообразии, в том числе, и фотографий: за 36 лет накопилось столько интереснейших публикаций, что может выйти редчайший сборник — летопись...

  История бытования Александра Пушкина среди нас — в нашей жизни — продолжается. Отметил своё тридцатилетие музей Пуш­кина, ознаменовав его выпуском превосходной, умной, тщательно составленной книги «Пушкин и Торжок» /Составитель Горох Т.В., издательство «Лилия Принт», Тверь, 2002/. Оформлена книга художницей И.А. Горзий, нашей новоторкой.

  Так же назывался и наш первый Пушкинский путеводитель. Замкнулся значительный круг творческих усилий, в эпицентре — Александр Сергеевич Пушкин.

  Возникли и другие круги: в последние десятилетия особую роль в проведении Недели литературы и искусства стал играть коллектив Центральной районной библиотеки во главе с Ольгой Александровной Митиной. Сотрудницы библиотеки берут на себя самое трудное /и интересное!/ — готовят вечера, по­свящённые «друзьям души» Поэта, проводят презентации книг, устраивают вечера встреч с поэтами, писателями, художниками, с музыкантами и воплощают в жизнь ранее не разработанные темы... Только диву даёшься: «Ну и молодцы! Как им удаётся делать открытия для себя и для нас, соединять слово с музыкой, компьютерной графикой, делать это проникновенно, профессио­нально — красиво!?»

  Такое впечатление у меня осталось от вечера, посвящённого В.Ф. Одоевскому, от диалогов «Поэты о Поэте» — о Н.М. Языкове, в которых участвовали члены литературного объединения «Тверца», от литературного вечера о Д.В. Веневитинове...

  В мае 2006 года библиотека принимала М.В. Строганова, профессора Тверского государственного университета, составителя книги «Ф.Н. Глинка. Стихотворения» /издательство «Лилия Принт», Тверь, 2006/ Подборка стихотворений Ф. Глинки, комментарий к ним М.В. Строганова открыли новые страницы в Тверской Пушкиниане и литературной летописи Твери.

  Интересным было участие в встрече учащихся и их наставников: чтение стихотворений Глинки, исполнение музыкальных произведений на его слова доставили слушателям минуты удив­ления и радости.

  И всегда рядом с нами преподаватели Детской школы искусств: Колюшева Галина Вениаминовна, Степанова Вера Анатольевна, Панкратьева Светлана Борисовна, Артемьева Наталия Николаевна — это состав инструментального ансамбля «Экспромт», который так любят новоторы.

  Жители Торжка обрели в лице коллектива преподавателей и воспитанников ДШИ ещё одно талантливое содружество людей высокой культуры, обрели место встреч, где есть гостеприимная хо­зяйка и искусный организатор — Любовь Ивановна Гроссман.

  ...А место это неповторимое: сама земля, где стоит Школа ис­кусств, обладает притягательной силой! Много десятилетий назад, примерно там, где проходит южная стена общежития вагонзавода, стоял небольшой уютный дом Павла Ивановича Вульфа, доброго друга А.С. Пушкина. В старицком поместье Вульфа Павловское поэт гостил в 1829 и 1833 годах...

  Судьба Павла Ивановича была неординарной: подпоручик л.-гв. Семеновского полка, будучи в отставке, в 1812 году вступил в Тверское ополчение, дошёл до Гамбурга и вернулся домой с прелестным «трофеем» — очаровательной Фриценькой, в которую влюбился без памяти... Через несколько лет, преодолев все препятствия, после принятия ею православной веры, женился на Фридерике фон Буш, ставшей после крещения Анной Ива­новной. В июне 1848 года, в возрасте 54 лет, Анна-Фридерика скончалась. Безутешный Павел Иванович, не в силах вынести одиночество, решил переехать в Торжок, в домик на окраине города, возле главной дороги России, по которой проезжали десятки его родственников, друзей и просто знакомцев. И все находили в доме П.И. Вульфа не только приют, но и возможность послушать рассказы о давнем и незабытом... И, конечно, об Александре Сергеевиче Пушкине...

  Павел Иванович Вульф был не только добрейшим, но и одарённым человеком: любил читать, музицировать и даже сочинять стихи! Помните, Александр Сергеевич 16 октября 1829 года писал из Берновской волости Алексею Вульфу: «В Павловском... Павел Иванович стихотворствует с отличным успехом. На днях он исправил наши общие стихи...» Речь шла о стихотворении «Подъезжая под Ижоры», посвященном Катеньке Вельяшевой, племяннице Павла Ивановича Вульфа.

  ...Скончался Павел Иванович 17 марта 1858 года на 83-м году жизни /в 2008 году исполнится 150 лет со дня его кончины/, по­хоронен на Богословском кладбище.

  За домом П.И. Вульфа был большой тенистый сад... Теперь здесь лужайка перед Школой искусств. Может быть, учащиеся и не знают, что они учатся играть, петь, танцевать, любить Слово в Доме «под сенью дружных муз»... Но придёт время, и кто-нибудь расскажет им обо всём, напомнит строки А.С. Пушкина, написанные в Павловском:

          ...Вся комната янтарным блеском

          Озарена. Весёлым треском

          Трещит затопленная печь.

          Приятно думать у лежанки.

          Но знаешь: не велеть в санки

          Кобылку бурую запречъ?

          Скользя по утреннему снегу,

          Друг милый, предадимся бегу

          Нетерпеливого коня

          И навестим поля пустые,

          Леса, недавно столь густые,

          И берег, милый для меня.

  Янтарным блеском незакатного солнца пушкинской поэзии озарена наша Память, наш «берег милый». У каждого он свой... Из окон Детской школы искусств виден берег Тверцы, воды ко­торой впадают в ту же великую Волгу, которая принимает и воды Тьмы... А слово Поэта впадает в наши сердца и обретает долгую жизнь, звучит светлой Музыкой...

  Меня радует содружество тех, кто устремляется к культуре мира — во всех её проявлениях. Надеюсь, что у нас будут новые восхождения...

  Может быть, мы придумаем такое, чего ещё не было в дни наших встреч. Моё «может быть» звучит с надеждой, как у А.С. Пушкина:

          Порой опять гармонией упьюсь,

          Над вымыслом слезами обольюсь,

          И, может быть...

  И будут в Торжке новые Недели литературы и искусства — новые годы... Как и новая Жизнь — и в ней «блеснёт любовь»...

 


Кашкова В.Ф. Рядом и далеко. Тверские этюды о Пушкине. Книга вторая / В.Ф. Кашкова. Тверь : ТО "Книжный клуб", 2008. - с. 133

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.