Литература о произведениях А.С.Пушкина. Творчество А.С.Пушкина.

     1.  Аникст А. История учений о драме. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова.-Москва: Наука, 1972.-642, [2]с.Аникст А. История учений о драме. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова

Эта книга является продолжением «Истории учений о драме», первая часть которой «Теория драмы от Аристотеля до Лессинга» вышла в 1967 году.

Теория драмы в России- это теория реалистической драмы нового времени.  Читателю предоставляются прямые высказывания драматургов и критиков, выражающие их взгляды. Автор систематизировал и анализировал эти высказывания

 


     2. Благой Д.Д. Душа в заветной лире: очерки жизни и творчества Пушкина.- Москва: Сов. писатель, 1977.-542, [2] с.Благой Д.Д. Душа в заветной лире: очерки жизни и творчества Пушкина

Книга посвящена тем основным проблемам творчества и личности Пушкина, которые несмотря на огромную литературу о нем, все еще остаются недостаточно разобранными или слишком односторонне понятыми.

Творчество Пушкина осмысляется автором в русле развития мировой литературы, на уровне таких величайших явлений ее, как творения Данте, Шекспира, Вольтера, Байрона, Гёте. Углубляются и уточняются место и роль Пушкина в развитии освободительного движения; обстоятельства семейной жизни поэта и истинные причины его гибели.

Раскрываются основные эстетические свойства его поэзии, придающие ей неотразимое обаяние. Устанавливается на одном особенно выразительном примере активное «присутствие» наследия Пушкина -его «души в заветной лире»-в последующем развитии русской литературы.

 


   3. Благой Д. От Кантемира до наших дней. Т.1.-Москва:Худож. лит., 1972.-557, [3] с.Благой Д. От Кантемира до наших дней. Т.1

 

 

 

 


   4. Благой Д. От Кантемира до наших дней. Т.2.-Москва:Худож. лит., 1973.-462, [2] с.Благой Д. От Кантемира до наших дней. Т.2

В настоящее двухтомное издание избранных произведений входят труды по истории новой и новейшей русской литературы, охватывающие все ее развитие-отрезок времени почти в двести пятьдесят лет -от 30-х годов XVIII века по  нашу современность.

 

 


   5. Бонди С.М. О Пушкине: статьи и исследования.-2-е изд.- Москва: Худож. лит., 1983.-476, [4]с.: ил.Бонди С.М. О Пушкине: статьи и исследования.

В данной книге собраны статьи и исследования старейшего советского пушкиниста  С.М. Бонди. В них рассматривается творческий метод великого поэта, особенности его стихосложения драматургии и отдельных  произведений.

 

 

 


     6.Бродский Н.Л. «Евгений Онегин» роман А.С. Пушкина: пособие для учителей сред. шк.-3-е изд., перераб.- Москва: Учеб.-пед. изд-во, 1950.-408 с.: ил.Бродский Н.Л. «Евгений Онегин» роман А.С. Пушкина: пособие для учителей сред. шк.-3-е изд., перераб

Комментарий характеризует по ходу повествования существенные стороны в жизни центральных образов романа, дающие читателю возможность создать целостное представление о поэтических образах в их эволюции, противоречиях, в их связях с общественной средой; наш комментарий даёт отдельные экскурсы, посвященные общественным группировкам 20-х годов прошлого века, специальные этюды о художественной стороне романа и этим приёмом изложения помогает читателю синтетически охватить подлежащие анализу темы различного содержания, подводит его к научному постижению вершинного памятника русского классического романа.

 


     7. В мире Пушкина: сб. ст. / сост. С. Машинский -Москва: Сов. писатель, 1974.-599с.В мире Пушкина: сб. ст.

Сборник посвящен многим классическим произведениям великого поэта- его лирике, романтическим поэмам, «Евгению Онегину», «Медному всаднику», «Каменному гостю», «Пиковой даме»… в книге анализируются важнейшие вопросы поэтики и художественного метода А.С.Пушкина, исследуются существенные аспекты его эволюции. В книге рассматриваются и общие проблемы его поэзии, прозы, драматургии. Особое внимание уделяется анализу художественной мысли, эстетического своеобразия поэта и значение его опыта для последующего развития русской литературы.

 

 


   8. Гершензон М.О. Мудрость Пушкина.- Томск: Водолей, 1997.-287с.Гершензон М.О. Мудрость Пушкина

Книга философа Серебряного века Михаила Осиповича Гершензона (1869-1925) давно стали классикой отечественной пушкинистики, хотя и не переиздавалась более 70 лет. Удивительный дар Гершензона читателя, соединившись с чуткостью и проницательностью мыслителя, превратили его литературоведение в россыпь интереснейших новелл о поэте, где на каждом шагу встречаются захватывающие прозрения, существенно обогащающие привычный традиционный образ Пушкина и позволяющие по-новому взглянуть на самые хрестоматийные его произведения.

 

 


     9. Гиллельсон М.И. От арзамасского братства к пушкинскому кругу писателей- Ленинград: Наука, Ленинград. отд-ние, 1977.-197, [3] с.-(Из истории мировой культуры)Гиллельсон М.И. От арзамасского братства к пушкинскому кругу писателей

Пушкинский круг писателей, объединивших передовых дворянских писателей, занимал господствующее положение в истории отечественной культуры до гибели Пушкина, который являлся центральной фигурой этого движения. Во главе пушкинского  круга писателей находились арзамасцы Пушкин,Жуковский и Вяземский; мене заметную роль играли арзамасцы Денис Давыдов, Дашков и Александр Тургенев. Вокруг «арзамасского ядра» постепенно стали группироваться писатели близкие по своим  социальным симпатиям. В  1830-е годы наиболее интенсивно ведутся споры писателей пушкинского круга по политическим вопросам и историко-философской проблематике, появляются идеи славянофильства и западничества.

 


    10. Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»:комментарий: пособие для учителя.- Ленингр.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1977.-190, [2] с.Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»:комментарий: пособие для учителя

Историко-литературный и реальный комментарий к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» представляет собой последовательное, построчное разъяснение текста произведения. Основное внимание в комментарии уделено вопросам историческим, политическим и проблемам историко-литературной традиции.

Вступительная статья состоит из двух разделов: в первом из них изложена творческая история произведения; во втором -роль «Капитанской дочки» в истории русской литературы и общественной мысли словарь устаревших и редко употребляемых слов и библиография завершает книгу.

Комментарий окажет помощь учителям – словесникам, специалистам в области русской литературы первой половины XIX века и будет интересна всем, кто любит творчество А.С.Пушкина.

 


     11.Григорьева А.Д., Иванова Н.Н. Язык лирики XIX в. Пушкин. Некрасов.- Москва: Наука, 1981.-340, [4] с.Григорьева А.Д., Иванова Н.Н. Язык лирики XIX в. Пушкин. Некрасов

Книга состоит из двух частей. В первой осуществляется анализ пушкинских лирических текстов 30-х годов с целью установления типичных форм и приемов отношения Пушкина к языковому материалу; определяется отношение поэта к литературной норме, к пределам выхода из этой «нормы».

Вторая часть посвящена изучению стихотворной речи Некрасова. Основное внимание уделяется двум ведущим тенденциям развития стихотворной речи- семантико-стилистическому преобразованию традиционно поэтических средств и характеру преобразования и использования нового «нетрадиционного» речевого материала.

 


     12. Еремин М. Пушкин - публицист. - 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: Худож. лит.. 1976.-468, [4] с.Еремин М. Пушкин - публицист

В книге рассмотрена публицистическая и журналистская деятельность А.С.Пушкина, освещён круг вопросов, связанных с идейно-художественной эвлюцией великого поэта. Автор пытается по-новому прочитать многие пушкинские произведения, расшифровать намеки поэта.

 

 

 


     13. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина: кн. для учителя.- Москва:Просвещение, 1989.-156,  [4]с.:ил.Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина: кн. для учителя

Сказки А.С.Пушкина рассматриваются в контексте жизни и творчества поэта. В них поставлена проблема счастья и свободы личности, выражен национальный общественный идеал.

Автор показывает значение фольклора, и прежде всего народных волшебных сказок, для литературных сказок А.С.Пушкина.

 

 


     14. Кишкин Л.С. Чехословацкие находки: из зарубеж. пушкинианы / худож. П. Сацкий.- Москва: Сов. Россия, 1985.-217, [7] с.: ил.Кишкин Л.С. Чехословацкие находки: из зарубеж. пушкинианы

Книга написана ученым- славистом, долгие годы занимающимся изучением чехословацко- русских культурных связей. Она является своеобразным итогом его работы по разысканию пушкинских материалов в Чехии и Словакии. Автор рассказывает об оказавшейся в Праге уцелевшей части знаменитой библиотеки издателя А.С.Пушкина- А.Ф. Смирдина, которую считали бесследно пропавшей, об архивном наследии А.Н. Фризенгоф (Гончаровой)- сестры жены Пушкина, обнаруженном в Словакии, о портретах и рукописях приятельницы поэта, внучки М.И. Кутузова - Д.Ф. Фикельмон, попавших в Чехию еще в XIX веке и выявленных лишь теперь.

Рассчитана на широкий круг читателей.

 


     15. Лаврецкая В. Произведения А.С.Пушкина на темы русской истории: пособие для учителей.- Москва: Гос. учеб.- пед. изд-во М-ва просвещения РСФСР, 1962.-161, [3] с.Лаврецкая В. Произведения А.С.Пушкина на темы русской истории: пособие для учителей

Историзм- одна из главных особенностей реалистического творчества А.С.Пушкина. Выразительное проявление этого историзма – произведения поэта на исторические темы, занимающие одно из важнейших мест в великом наследии Пушкина. Достаточно назвать такие произведения, как «Борис Годунов». «Арап Петра Великого», «Полтава», «Медный всадник», «Капитанская дочка»…Об этих произведениях и пойдет речь в книге.

 


Лахотский К.П. Изучение трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»: (VIII класс).- Ленинград: Учпедгиз, Ленигр. отд-ние, 1954.- 68, [4] с., [1] отд. л. ил.: 1 портр.- (Опыт передового учителя)16. Лахотский К.П. Изучение трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»: (VIII класс).- Ленинград: Учпедгиз, Ленигр. отд-ние, 1954.- 68, [4] с., [1] отд. л. ил.: 1 портр.- (Опыт передового учителя)

 

 

 

 


     17. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь: кн. для учителя.- Москва: Просвещение, 1988.-348, [5] с.Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь: кн. для учителя

Книга, предназначена учителю-словеснику, познакомит с методами анализа литературного текста и покажет образцы применения этих методов к изучению произведений Пушкина, Лермонтова и Гоголя.

Литературоведческий анализ дается на материале как включенных в школьную программу произведений, так и непрограммных.

Работа будет способствовать повышению филологической культуры читателей.

 


     18. Макогоненко Г. Роман Пушкина «Евгений Онегин» / худож. В.Новоселова- Москва: Худож. лит., 1968.-144, [3] с.-(Массовая историко - литературная библиотека)Макогоненко Г. Роман Пушкина «Евгений Онегин»

О романе Пушкина «Евгений Онегин» написано немало интересных работ. Однако автор предлагаемой внимание читателей книги, известны историк литературы Г. Макогоненко сумел по-новому почитать стихотворный роман Пушкина-«энциклопедию русской жизни» своего времени, поэтический шедевр русской литературы.

 

 

 


     19. Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы.(1833-1836)-Ленинград: Худож. лит., 1982.-462, [2]с.Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы

Настоящее издание представляет собою вторую часть обширного исследования, первая книга которого-«Творчество А.С.Пушкина в 1830-годы (1830-1833)» вышла в 1974 году. В настоящей работе анализируются произведения А.С.Пушкина последнего периода его жизни- «История Пугачева», «Медный всадник», «Путешествие в Арзрум». «Анджелло», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», «Сцены из рыцарских времен», «Памятник»  и другие, прослеживается эволюция исторических, социологических взглядов и художественного стиля писателя, раскрывается роль Пушкина в литературном процессе 1830 годов.

 

 


     20.Мейлах Б.С. «…сквозь магический кристалл..». Пути в мир Пушкина-Москва: Высш. шк., 1990-398, [1] с.Мейлах Б.С. «…сквозь магический кристалл..». Пути в мир Пушкина-Москва

Видный литературовед открывает пути творческого прочтения и постижения мира А.С. Пушкина. В форме живых и увлекательных бесед даются оригинальные трактовки «Евгения Онегина», «Медного всадника», «Пиковой дамы», лирики, критики и публицистики поэта в контексте истории создания произведений и эволюции восприятия их разными поколениями. Оцениваются достижения пушкинистики,  ее «белые пятна», перспективы.

 

 


     21. Осповат А.Л., Тименчик Р.Д. «Печальну повесть сохранить…» -2-е изд.,  перераб. и доп.- Москва: Книга, 1987.-350, [2] с.:ил.-(Судьбы книг)Мейлах Б.С. «…сквозь магический кристалл..». Пути в мир Пушкина-Москва

Об авторе и читателям «Медного всадника».

 

 

 


     22. Поэтическая фразеология Пушкина / отв. ред. В.Д. Левин.- Москва:Наука, 1969.-387, [3] с.Поэтическая фразеология Пушкина

В книге исследуется поэтическая фразеология (перифразы, метафорические сочетания, поэтические символы и т.д.) Пушкина на фоне общих процессов развития литературного языка и поэтической речи начала XIX в. Исследование этих процессов дается в связи с эволюцией пушкинского стиля.  Книга является дополнением к «Словарю языка Пушкина».

 

 


     23. Пушкин в странах зарубежного Востока: сб. ст.- Москва: Наука; Гл. ред. восточ. лит, 1979.-228, [4] с.Пушкин в странах зарубежного Востока: сб. ст

Сборник- одна из задуманных работ о взаимодействии русской классики и литератур народов Востока и, шире. О мировом значении русской классической литературы.

Пушкинская «всечеловеческая отзывчивость» раскрывается сборник на материале, ранее неизвестном или малоизвестном в науке. Прослеживается разностороннее воздействие пушкинского  наследия на мастеров художественного слова Бирмы, Вьетнама, Индии, Ирана. Китая, Японии и других стран Востока, исследуются ориентальные интересы Пушкина и восточные мотивы в его творчестве, рассматривается проблема перевода произведений Пушкина на языки народов Востока.

 


     24.А.С.Пушкин - критик / сост. Е.Н.Лебедев, В.С. Лысенко; примеч. В.С. Лысенко; худож. П.М. Кузонян.- Москва : Сов. Россия, 1978.-668, [4] с.-(Библиотека русской критики)А.С.Пушкин - критик

Сборник включает статьи, заметки, наброски, письма А.С.Пушкина (полностью или в отрывках), касающиеся эстетики, истории литературы, критики, вопросов стиля и языка. Широта и разносторонность литературных интересов поэта, проницательность и глубина его суждений делают эти материалы важным и значительным вкладом в историю русской и мировой культуры. Материалы расположены в хронологическом порядке, снабжены примечаниями.

 

 


Салтыкова М.Н. Изучение повести А.С. Пушкина «Дубровский»: (VI класс): обобщение опыта работы в школах Ленинграда.- Ленинград: Учпедгиз, Ленингр. отд-ние, 1954.- 76, [4]с.- (Опыт передового учителя)   25. Салтыкова М.Н. Изучение повести А.С. Пушкина «Дубровский»: (VI класс): обобщение опыта работы в школах Ленинграда.- Ленинград: Учпедгиз, Ленингр. отд-ние, 1954.- 76, [4]с.- (Опыт передового учителя)

 

 

 


    26. Селиванова С.Д. Над пушкинскими рукописями / отв. ред. С.М. Бонди.- Москва: Наука, 1980.- 125, [3] с.- (Литературоведение и языкознание)Селиванова С.Д. Над пушкинскими рукописями

В книге прослеживается история создания ряда лирических стихотворений Пушкина. Большое место уделяется исследованию процесса работы Пушкина над поэмой «Кавказский пленник». Наблюдения, накопленные и систематизированные в процессе изучения текста поэмы, позволили автору внести некоторые уточнения и бытующие сегодня представления о специфике пушкинского романтизма.

 

 


     27.Слонимский Ю. Балетные строки Пушкина / худож. Я.М. Окунь.- Ленинград: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1974.-182, [2]с., [4] отд. л. ил.: ил.Слонимский Ю. Балетные строки Пушкина

В книге историка балета Ю. Слонимского открываются новые страницы жизни русского и зарубежного балетного театра, оживает знакомый и вместе с тем неожиданный для нас Пушкин. Вникая глубоко в поэтическую ткань пробы, частных и случайных реплик о балете, сохраняющих поныне свое значение. Автор обстоятельно рассматривает набросок плана повести «Две танцовщицы», устанавливает прототипы героинь. Воспроизведение рисунков Пушкина иллюстрирует книгу, обогащая рассказ автора.

 

 


     28.Смоленский Я. В союзе звуков, чувств и дум. Еще одно прочтение А.С. Пушкина Смоленский Я. В союзе звуков, чувств и дум. Еще одно прочтение А.С. Пушкина / худож. Ю.И. Батов.- Москва: Сов.Россия, 1976.-324, [4]с.:ил.

Книга Я.М.Смоленского «В союзе звуков, чувств и дум» адресована многочисленным читателям, для которых пушкинские произведения- неотъемлемая часть духовной жизни.

 

 


     29. Тайна Пушкина: из прозы и публицистики первой эмиграции / сост., примеч., коммент. М.Д. Филин.-Москва: Эллис Лак, 1998.-541с.: ил.Тайны Пушкина: из прозы и публицистики первой эмиграции

 В  книгу включены прозаические и публицистические труды представителей первой русской эмиграции- Г. Адамовича, Д.Мережковского, А. Ремизова, В. Ходасевича, И.Шмелева и др. Разные по жанрам и темам, по художественному и научному уровню, они актуальны и поныне, ибо цель у них одна, и цель эта  извечна для России-приблизиться к разгадке  непостижимой тайны Пушкина.

 

 


     30.Тодд III У.М. Дружеское письмо как литературный жанр в Пушкинскую эпоху-Санкт-Петербург: Аккад. проект, 1994.-205, [4] c.- (Современная западная русистика)Тодд III У.М. Дружеское письмо как литературный жанр в Пушкинскую эпоху-Санкт-Петербург

Книга  Уильяма Тодда (профессора и заведующего кафедрой славистики Гарвардского университета, США) остается наиболее подробным на сегодняшний день исследованием, посвященным проблемам русской эпистолографии. Автор рассматривает так называемое дружеское письмо и определенный круг авторов (литераторы-участники дружеского общества «Арзамас» К.Н.Батюшков, В.А.Жуковский, П.А.Вяземский. А.И. Тургенев и А.С.Пушкин).

Книга представляет безусловный интерес не только для специалистов, но и для всех, кто интересуется историей русской культуры.

 


     31. Устюжанин Д. Маленькие трагедии А.С.Пушкина. -Москва: Худож. лит., 1974.-93с.-(Массовая историко-литературная библиотека)Устюжанин Д. Маленькие трагедии А.С.Пушкина

Д. Устюжанин в своей книге знакомит читателей с маленькими трагедиями Пушкина, с их проблематикой, художественными особенностями, стилем. Все это рассматривается на фоне эпохи 30-х годов, всего пушкинского творчества того времени.

 

 


     32. Фейнберг И. Незавершенные работы Пушкина. -6-е изд.- Москва: Современник,1975.-396,[3] с.:ил.-(Библиотека « Любителям российской словесности»)Фейнберг И. Незавершенные работы Пушкина

Книга известного литературоведа Ильи Фейнберга «Незавершенные работы Пушкина» посвящена последнему труду великого поэта – его «Истории Петра». Которая была запрещена Николаем I, затем потеряна и оставалась в течение ста лет неизвестной читателю и Автобиографическим запискам Пушкина, большую часть которых поэт вынужден был сжечь. В книге впервые раскрыто выдающееся историческое и художественное значение этих незавершенных пушкинских произведений.

Издание иллюстрировано старинными гравюрами и рисунками Пушкина.

 


     33. Фейнберг И. Последний труд Пушкина.- Москва: Правда, 1962.-47с.-(Б-ка «Огонек»; №6).Фейнберг И. Последний труд Пушкина

Судьба пушкинского произведения «Истории Петра I».

Многочислен опыт чтеца- исполнителя помог автору взглянуть на пушкинское наследие изнутри, говорить о его творческой лаборатории как бы от лица самого автора.

Значительная часть книги посвящена роману «Евгений Онегин», его современному прочтению. Второй раздел посвящен «маленьким трагедиям», проблеме их сценического воплощения. В третьем разделе автор прослеживает пушкинские трагедии в русской поэзии, в частности у Маяковского, Блока и некоторых современных поэтов.

 


     34.Фейнберг И. Читая тетради ПушкинаФейнберг И. Читая тетради Пушкина.-Москва: Сов. писатель, 1985.-686, [2] с.: ил.

В книгу известного литературоведа Ильи Фейнберга (1905-1979) входят работы разных лет; исследования «Истории Петра I» и Автобиографических записок Пушкина, разыскания, посвященные судьбам пушкинских рукописей и черновых тетрадей.

 

 


   35. Фельдман О. Судьба драматургии Пушкина. «Борис Годунов», «Маленькие трагедии».- Москва: Искусство, 1975.-309, [3] с.Фельдман О. Судьба драматургии Пушкина. «Борис Годунов», «Маленькие трагедии».

Книга представляет собой исследование, в котором проанализированы причины, побудившие А. С.Пушкина преобразовать «устарелые формы нашего театра». Насыщенная  разнообразным материалом общекультурного, исторического характера, охватывающим целое столетие, а также фактами, почерпнутыми в ряде случаев из архивных источников. Книга привлечет внимание тех, кто интересуется творчеством Пушкина, сценической судьбой его произведений.

 

 


   36. Эткинд Е. Русские поэты-переводчики от Тредиаковского до Пушкина.- Ленинград: Наука; Ленинград. отд-ние, 1973.-246, [2]с.-(Из истории  мировой культуры)Эткинд Е. Русские поэты-переводчики от Тредиаковского до Пушкина

 

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.