Календарь памятных дат. Зинаида Гиппиус

Зинаида Гиппиус родилась 20 ноября 1869 года в России, в маленьком уездном городке Белеве. Детство ее проходило в семье юриста, обрусевшего немца. 
 
Первые ее тексты были опубликованы в 1888 году, а уже через год, в 1889 году, она выходит замуж за Д.С.Мережковского и переезжает с ним в Петербург. По словам Гиппиус, с мужем они прожили 52 года, не разлучаясь ни на один день. 
 
В ранних стихотворениях Гиппиус, четко прослеживалось влияние С.Я. Надсона. Но позже, преодолев эту зависимость, Зинаида Николаевна, в глазах участников литературной жизни России становится олицетворением декаданса и её гордо именуют «декадентской мадонной». 
 
На протяжении двух десятилетий перед началом революционных действий в России (1905 г.), Гиппиус пропагандирует сексуальное раскрепощение, называемое ею «крестом чувственности». Так же выступает противницей «учащей Церкви», возглавляет «Религиозно-философские собрания» (1901–1904), на которых рассматривается программа «неохристианства». 
 
Гиппиус была критиком и писала под псевдонимом Антон Крайний, в этом образе она становилась проповедником символизма и философских идей. Она постоянно публиковалась в журналах «Русское богатство», «Весы». В целом, Гиппиус достаточно негативно относилась к состоянию русской художественной литературы. По ее мнению это было связано с кризисом религиозных основ жизни и крахом общественных идеалов, которыми жил весь 19 век. 
 
Октябрьская революция 1917 года, для Гиппиус была переломным моментом, к ней она относилась край негативно и с непримиримой враждебностью. Это было видно из книг: «Последние стихи» (1914-1918) и «Петербургские дневники», частично изданных в эмигрантской периодике 1920-х годов, а после опубликованных на английском в 1975 г. и на русском в 1982. 
 
В одной критической статье Гиппиус было написано: «Россия погибает безвозвратно и наступает власть Антихриста, а на руинах культуры бушует озверение» 
 
В своих дневниках Гиппиус детально описывала смерть старого Русского мира и восхождение нового. Дневники, Гиппиус, представляла как отдельный литературный жанр, обладающий способностью показывать «течение жизни как есть» и фиксировать «исчезнувшие из памяти мелочи», по которым будущее поколение сможет восстановить достоверную картину прошлых событий. 
 
Вражда с революцией заставила Зинаиду Николаевну порвать с теми, кто поддерживал и принял революцию, а именно – с Брюсовым, Блоком, А. Белым. История этого разрыва и показ идейных противоречий, приведшие к октябрьской революции, заключается в мемуарном цикле Гиппиус – «Живые лица» (1925). В отличие от Блока, который воспринимал революцию как – «взрыв стихий и очистительного урагана», Гиппиус воспринимала её как «потрясающая скука и «тяжелое удушье однообразных дней» и все это внушает мысли - «Хорошо бы ослепнуть и оглохнуть». 
 
Гиппиус эмигрирует из России в Европу, и ее творческая активность постепенно затухает. Она все больше убеждается, что поэт не может творить вдали от Родины и в душе остается «тяжелый холод». Душа мертва, как «убитый ястреб». Эти метафоры становятся ключевыми в последнем сборнике Гиппиус «Сияния» (1938). В 1941 году умирает муж и Гиппиус посвящает свое оставшееся время работе над его биографией, и не окончив ее, умирает в 1945 году в Париже.
 
 
 
 

 
 
Источник:   http://gippius.com/
http://www.calend.ru/person/2818/
NIke Dunk SB MID

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.