24 июля - день памяти святого преподобного Аркадия Новоторжского и Вяземского

Преподобный Аркадий, ученик преподобного Ефрема Новоторжского Чудотворца

О сем святом известно только то, что был учеником св. Ефрема и скончался в г. Торжке, в Тверской губернии, так как гробница его находится в Борисоглебском монастыре; он изображается и вместе с преподобным Ефремом, и отдельно, в виде юноши, в монашеском одеянии. У русских агиологов о пр. Аркадии, ученике св. Ефрема Новоторжского, много недоуменного и спорного: одни признают одного только преподобного Аркадия, другие - двух святых с именем Аркадия - Новоторжского и Вяземского.

Трудно разобраться в спутанных сказаниях об ученике прп. Ефрема Новоторжского.

Чтобы убедиться в том, что Аркадий Вяземский особое лицо от Аркадия Новоторжского, достаточно для этого привести сведения, сообщаемые г. Ив. Виноградовым в Житие пр. Аркадия Вяземского. Этот преподобный, уроженец г. Вязьмы, происходил из тамошних купцов Сырейщиковых, отличавшихся особой религиозностью. Отец Аркадия, как говорит местное предание и как свидетельствуют имеющиеся у жителей рукописные жития его, жил на Олешинской улице. В 1879 году в Вязьме был сильный пожар на Олешинской улице; на ней погорели все дома, кроме одного, в котором будто бы родился прп. Аркадий. Этому святому жители, свято чтящие своего согражданина, приписывают то, что в городе и окрестностях его, несмотря на низменную и болотистую местность, нет ужей и змей. В житие преподобного Аркадия повествуется, что однажды на улице он увидел, «некия вдовицы сына, мала отрока, ядяща млеко, и ужа из того же сосуда, с ним же отроком, ядяще млеко. Воздохнув же Аркадий, рече: «в Троице славим Боже, да не будет сего гада во граде Вязме и за тридесять поприщ». И от того часа, замечается в житие, молитвами святого (ни в Вязьме, ни в окрестностях его) несть ужей и змей. Рассказывается в житие, что Аркадий вел жизнь Христа ради юродивого, любил в великие праздники подметать улицы, по каким будет совершаться крестный ход (что приписывается также и Аркадию Новоторжскому).

Но об иночестве, особенно о том, что он был учеником прп. Ефрема, - это, кажется, позднейшее прибавление. В житие прп. Аркадия рассказывается, что в одно из своих путешествий из Торжка в Киев прп. Ефрем увидел на «урочище» Вязьме юношу Аркадия, провидел в нем подвижника и взял его в свою обитель. Прп. Аркадий, пожив несколько лет при пр. Ефреме, скончался. День кончины его полагают 13 декабря (но в каком году, неиз-вестно).

Преп. Аркадий Новоторжский изображается с непокрытой головой, длинными волосами, и с руками, сложенными на груди, в короткой, не монашеской, одежде. Св. Аркадий Вяземский изображается молодым и в мирской одежде, но с зеленеющею веткою. Поводом к такому изображению св. Аркадия Вяземского было то, что в 1525 году сей святой явился с зеленеющим древом в руке повару вяземского воеводы Григория Бобрищева Авдию и на его вопрос объяснил, что зеленое деревце в его руке означает «данную ему от Бога власть отгонять от города Вязьмы всякий гад и супостат, потом строго заповедал Авдию объявить жителям Вязьмы, чтобы они любимое им место в Вязьме оградили и предохранили от скверного и нечистого и чтобы тот камень, на коем он при жизни молился, охраняли».

Святой Аркадий Вяземский скончался в конце XV века (1492 год). Память его в Вязьме совершается 11 июля.

Что прп. Аркадий Новоторжский не одно лицо с Аркадием Вяземским, как усиливаются доказать некоторые, видно из самых изображений их. Святой Аркадий Новоторжский, кроме сказанного выше об изображении его, согласно   «Иконописному Подлиннику»  под   13  декабря    (когда   память   совершается   именно  Аркадию Новоторжскому, а не Вяземскому) «подобием млад, аки Галактион, в схиме, ризы преподобническия», а Аркадий Вяземский на иконе, написанной не по «Иконописному Подлиннику» (в котором не упомянут Аркадий Вяземский), а согласно видению повара Авдия самоизмышленно в г. Вязьме: «подобием муж млад, на главе волосы клокаты, в правой руке древо с ветвями, подобием сосны, одежда зелена, по колени ноги голы».

И. Виноградовым в описании г. Вязьмы помещено интересное дело об иконе прп. Аркадия. «В 1678 году на Вознесенье приходил к нам, так доносил архимандрит Вяземскаго Предтечева монастыря Питирим, в монастырь Троицкий протопоп (т. е. вяземского собора протоиерей) со всеми градскими священниками, с крестами и иконами», в числе последних была икона, принесенная от «Спасской церкви Нижняго» (это, по замечанию Виноградова, и есть нынешний Вяземский женский монастырь) с надписью «Святый преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский». Икону эту архимандрит Питирим оставил у себя «для подлиннаго сведения». Видно, что Питирим обратил внимание на эту икону, как не обычную и дотоль им не замеченную или, вероятно, обратившую его внимание своею подписью: «Аркадий Вяземский и Новоторжский». Последнее слово, нужно думать, самовольно было приписано причтом Спасской церкви, не без корыстной цели. Дело в том, что за два года до того, в 1677 году, были обретены мощи святого Аркадия Новоторжского, от которых в св. сказании об Аркадии сказано - «подаются исцеления с верою приходящим».

Молва об открытии в Торжке целебоносных мощей Аркадия, ученика прп. Ефрема Новоторжского, достигла до Вязьмы, и здесь пожелали воспользоваться благоприятным случаем приурочить к себе новоявленного угодника Божия и, объявив его Аркадием не только Вяземским, но и Новоторжским, сделали на иконе пр. Аркадия Вяземского (на серебряном окладе) надпись с прибавлением слова «Новоторжский», вследствие чего усилился приток богомольцев в Спасскую церковь Вязьмы, увеличились доходы местного причта. На это и обратил внимание ревнитель благочестия и строгий блюститель церковного устава архимандрит Питирим (впоследствии Тамбовский епископ, в Тамбове почитаемый за святого и чудотворца).

Замечателен ответ старца Спиридона на «разспросныя речи» об иконе прп. Аркадия. По его словам, подпись на иконе прп. Аркадия буд-то бы «слиняла» вся, «ничего не знать было», и что он, Спиридон, починил эту икону, обложил и подписал «Св. Аркадий». На запросы о добавлении к бывшей надписи, Спиридон отвечал: «по какому ведению икона подписана именем Аркадия Вяземскаго и Новоторжскаго чудотворца, какого жительства был Аркадий, мирским ли житием жил, или иноческим, котораго града родимец, и в котором граде жил, и где тело его погребено» это он, Спиридон, ничего «не ведает», а знает только, что резную подпись на серебряном окладе привез из Москвы посадский человек Михаил Блудов. Расспросы об иконе с вновь сделанною подписью архимандрит Питирим послал в 1679 году к митрополиту на Крутицы (вероятно, к Варсонофию, впоследствии Тверскому митрополиту), в ведении коего тогда была Вязьма. Митрополит потребовал к себе икону прп. Аркадия для свидетельства, а также икону Аркадия из Спасского Нижнего (Вяземского) монастыря, что, по заказу братии оного и граждан, была писана и прислана из Торжка (т.е. икону прп. Аркадия Новоторжского) да и «канун (службу) Аркадию, который прислан из Торжка, прислать с тою же иконою».

Видно, что в Вязьме был свой местный святой Аркадий, но он не был прославлен, хотя была и древняя его икона (по показанию старца Спиридона). Была попытка (в 1594 год) при Спасском монастыре (в Вязьме) у церкви Происхождения древ Честнаго Креста пристроить придел во имя Аркадия (своего, а не Новоторжского). Жители Вязьмы верили в заступничество за них перед Богом прп. Аркадия Вяземского.

Но прп. Аркадий не был канонизирован, и вяземцы, воспользо-вавшись открытием в Торжке тезоименитого их Аркадию святого Аркадия, ученика Ефрема Новоторжского, допустили фальсификацию подписи на иконе прп. Аркадия Вяземского с прибавлением «и Новоторжского». А в Торжке стали изображать своего прп. Аркадия уже не по «Иконописному Подлиннику», а по изображению Аркадия Вяземского, т. е. не в клобуке и монашеском одеянии, а в мирской одежде (короткой) и с голыми ногами и даже с веткою в руке.

На иконе «Собор Тверских Святых» прп. Аркадий Новоторжский изображен юношею, в молитвенном положении, правая рука приложена к груди, а левая опущена вниз; в одежде, скорее мирской, чем иноческой (вроде короткого подрясника послушника).

Мощи прп. Аркадия закрыто покоятся в Борисоглебском Новоторжском монастыре, на левой стороне, в серебряной раке; внизу под собором (в подвале) устроена часовня, над местом, где был погребен прп. Аркадий по смерти. Во имя его устроен в монастырском соборе престол. Есть ему служба и акафист, с весьма скудными историческими сведениями о нем.

 

О мощах святого Аркадия Новоторжского

В 1785 году, при копании бута под колонны для построения новой соборной церкви, случилось сему буту подойти под самую пещеру, где почивали мощи преподобного Аркадия. Посему по указу Тверской Духовной Консистории означенные мощи, не будучи открываемы, по разобрании старого склепа и по сооружении нового, были поставлены на другое место. А при окончательной отделке храма, в 1798 году, деревянный гроб с мощами преподобного Аркадия был поставлен в каменный упраздненный гроб преподобного Ефрема, и в оном гробе мощи преподобного Аркадия почивают и до настоящего времени, будучи поставлены на левой стороне под церковью. Для поклонения им есть туда вход по каменной лестнице с наружной стороны паперти настоящего храма. Прежняя же серебряная рака (рака 1798 года - ред.) поставлена на левой стороне собора над мощами преподобного Аркадия и покрыта иконой преподобного.

Священник Иоанн Колосов

Из книги: И. Колосов «Новоторжский Борисоглебский монастырь» (Тверь, 1913).

 

Тропарь прп. Аркадию Новоторжскому, глас 4-й:

«От духовнаго наставника отца преподобнаго Ефрема наставляем, послушания добрый рачителю, отче Аркадие, от мирского мятежа удалился еси, и инок быв изрядный, добрым подвигом ревнуя, от Христа Бога приял еси венец славы небесныя: и ныне, и вкупе с преподобным отцем Ефремом у престола Вышняго предстоя, о нас молися: избавитися нам от всех бед и скорбей и спастися душам нашим».

Архиепископ Димитрий (Самбикин)

Источник: Краеведческий альманах: научн.-образов. и информ.-справ. изд. №5: Святые града Торжка. /учредитель и ред. Н.А. Лопатина.- Торжок; Тверь: Лилия Принт, 2005.- 63, [1] с.: ил.

 

 

Nike Kyrie

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.