Звук
Шрифт
Интервал
Цветовая схема
Изображения
Гончарное производство в Торжке имеет древнюю историю, восходящую к временам Киевской Руси и татаро-монгольского ига. Найденные черепки глиняной посуды свидетельствуют о существовании развитой гончарной культуры в этом регионе в XI - XIII веках. Также были найдены фрагменты изразцов, изготовленных в XVII - XVIII веках, что говорит о продолжении гончарного дела в этот период. Несмотря на то, что Торжок прошел через многие исторические события и потрясения, гончарное ремесло не утратило своего значения и продолжает жить в домах местных жителей. Старожилы хранят традиции гончарного искусства и используют гончарную посуду, изготовленную местными мастерами.
Гончарное производство в городе Торжок имеет богатую историю, которая начинается с 1625 года. В то время гончары жили в специальной слободе рядом с деревянным монастырем. Покровителем гончаров был святой Никита, в честь которого была названа одна из ярмарок города, которая проходила ежегодно с 12 по 18 сентября по старому стилю.
В 1824 году в Торжке существовало семь горшечен и три гончарни. После революции гончары объединились в артель. Они использовали местную серую глину для производства посуды, которая давала после обжига светлый, охристый цвет. Посуду выделывали самую разнообразную: банки, корчаги, горшки, кувшины, узкогорлые кубышки, рукомойники, опарники – все, что было необходимо и привычно в крестьянском хозяйстве. Были известные мастера. Об одном из них, Юрии Васильевиче Белоусове, и пойдет речь.
В краеведческом информационном центре ЦГБ им. В.Ф. Кашковой хранится подборка книг, статей из газет и журналов об гончарном промысле города. А в книге Майстровского М.Я. «Земля мастеров» (Калинин, 1986) есть очерк «Судьба гончарного круга», в котором рассказывается о Белоусове Юрии Васильевиче.
31 января в библиотеке прошла встреча с потомками знаменитого гончара – сыном Вячеславом и внуком Арсением Белоусовыми из Москвы, которые по крупицам собирают информацию о своем предке. В Твери они встретились с профессором кафедры народного художественного творчества Московского государственного института культуры, профессиональным музыкантом и фольклористом, педагогом Владимиром Ивановичем Ситниковым, который занимается глиняной игрушкой уже более тридцати лет. Сейчас в Твери в выставочном центре имени Лизы Чайкиной проходит выставка его работ «Ремесло не коромысло – плеч не тянет», на которой представлены его глиняные игрушки, выполненные в стиле традиций региональных промыслов России.
При сборе материала Белоусовы столкнулись со многими вопросами: где находился дом, мастерская гончара, сохранились ли изделия мастера в Торжокских музеях, есть ли информация о нём в городском архиве.
Сотрудники библиотеки познакомили гостей с материалами о гончарном промысле Торжка, со статьями искусствоведа, историка Галины Алексеевны Климовской и краеведческими материалами из личного фонда корреспондента газеты «Новоторжский вестник» Сурикова Ивана Ивановича.
В статье Н. Максимова «Привези мне из Торжка» Г.А. Климовская вспоминала: «…в 50-х годах поселились мы рядом с домом потомственного торжокского гончара Юрия Михайловича Белоусова. Как-то увидела его за работой, почувствовала запах глины, сразу все вспомнилось. С того и началось: выпадает свободный часок или мимо иду - непременно в мастерскую загляну. Понемногу и освоила все гончарные премудрости. От него и узнала я, как лепили в Торжке барыню, медведя, глухаря, коника, птицу Сирин, он научил и голоса им «ставить», чтобы каждая свистулька пела по-своему. И глиной помогал, и обжигал первое время мои игрушки... А когда лет через десять открылась в городе художественно-керамическая мастерская, уже я сама обучала первых игрушечниц».
Встреча прошла в теплой обстановке, гости поблагодарили сотрудников библиотеки за популяризацию народных промыслов Торжка, а мы надеемся, что такие встречи повторятся и мы подробно узнаем о семье гончаров-новоторов Белоусовых.
Пользователей онлайн: 0.