Василий Михайлович Чуфарин
Этот человек оставил заметный след в общественной жизни Торжка 2-й половины XIX – начала XX вв. и заслужил добрую память потомков.
Родился В.М. в Торжке, в мещанской семье, жившей на Александровской улице. Этот дом сохранился (ул. I Пугачёва, 41), в нём живёт внучка Василия Михайловича – Софья Николаевна Чуфарина.
Краевед А.А. Суслов указывает годом рождения В.М. Чуфарина 1855. Эта дата выведена, исходя из надписи, на могильном камне (сохранилась фотография могилы):
МИРЪ ПРАХУ ТВОЕМУ
УЧРЕДИТЪЛЮ ПОЖАРНАГО ОБЩЕСТВА
В.М. Чуфарину
[скон.] 5 июля 1913 г.
ЖИТИЯ ЕГО БЫЛО 58 л.
Однако, сопоставив две записи – о браке и о смерти В.М. Чуфарина – в метрических книгах [1], приходим к выводу, что годом его рождения является 1852.
В течение четырёх лет юноша служил письмоводителем у пристава 1 стана Старицкого уезда. Как говорится в данном ему в 1872 г. аттестате, занимался он этой работой «усердно, ревностно и с полным знанием дела», «постоянно отличаясь аккуратностью, примерным поведением и безукоризненной честностью» [2].
С 17 марта 1873 г. по 1 мая 1875 г. служил столоначальником в Новоторжской городской управе «при весьма хорошем поведении с отличным усердием и всегдашнею исправностью» [3].
Окончил курс в Новоторжском уездном училище, преобразованном в городское [4].
Служил письмоводителем в Новоторжской Мещанской управе [5].
Женился на дочери новоторжского мещанина Марии Николаевне Селезнёвой. У них родилось много детей, но до взрослых лет дожили три сына: Николай, Георгий, Михаил.
В.М. Чуфарин был активным членом добровольных обществ: взаимопомощи по случаю смерти, Красного креста, трезвости, пожарного. Сохранилось несколько документов, говорящих о его добросовестной службе: удостоверение Императорского российского пожарного общества о праве ношения отличительного бронзового знака общества от 28 августа 1906 г. [6], свидетельство Главного управления Российского общества Красного Креста от 29 октября 1907 г. о выдаче ему медали Красного Креста в память участия в деятельности общества во время русско- японской войны 1904 – 1905 гг. [7]; благодарность от начальника пожарной команды начальнику 4 трубного отряда Новоторжского вольного пожарного общества В.М. Чуфарину за «энергичные действия» во время пожара на Воздвиженской улице 17 июля 1909 г. [8].
В.М. Чуфарин хорошо играл на скрипке и выступал на благотворительных концертах.
С детства он много читал и стал сочинять ещё в годы учёбы. Живя в небогатой семье, этот способный юноша не мог продолжить образование в каком-либо учебном заведении и потому занимался самообразованием. У внучки Василия Михайловича сохранилась общая тетрадь, куда он выписывал сведения по химии, истории, философии и другим наукам. Очевидно, что он был хорошо знаком с Библией, античной поэзией, мифологией, историческими сочинениями. Герои его стихов и поэм – русские былинные богатыри, князья Александр Невский и Дмитрий Донской, Борис Годунов, Ульяния Новоторжская, патриарх Гермоген, Пётр I, Степан Разин, Кузьма Минин, Иов многострадальный, царь Соломон, Юдифь и многие другие.
Кроме того, немало стихов написано на злободневные для него темы.
Во Всероссийском историко-этнографическом музее г. Торжка хранятся рукописные тетради В.М. Чуфарина, переданные его родными. Среди них – «Оглавление сочинений В.М. Чуфарина». Перечень имеет несколько разделов: «Библейские темы», «Духовные мотивы», «Элегии, думы», «Лирика», «Песни природы», «Песни сердца», «Легенды, сказания, история», «Из жизни», «Сатиры», «Поэмы».
У Чуфарина много произведений, посвящённых жизни бедняков. Душа его болела за способных, талантливых русских людей, из-за нищеты и беззакония не сумевших найти достойное применение своим силам.
В стихотворении «Родине», опубликованном в журнале «Кормчий» в 1912 году, он молил, чтобы Россия «из грубости и дикости» стала «человечною, разумною, сердечною», «на бой с нуждой рванулася».
Поэма «Меланхолик» повествует о печальной судьбе «маленького человека», разочаровавшегося в жизни.
Врач объявил о причине простой:
«Был меланхолик и кончил с собой».
В.М. Чуфарин рассказывает историю этого «злополучного героя». Отец его был «чинушка забитый, еле одетый, худой, полусытый, гнулся пред всяким начальством дугой и попивал на чужбинку порой». Детей у него было много, а «старший сынишка учился прилежно, умный, застенчивый, добрый и нежный». В гимназии решили, что этот мальчик – Днепров – лучший ученик и пробьёт себе дорогу. И самому ему казалось, что впереди – широкий и светлый путь. В гимназии учился такой же бедный, забитый мальчик по фамилии Рукин. Он слыл тупицей и ждал исключения. Днепров стал с ним заниматься, и тот сдал экзамены. Нежданно пришло горе: отца разбил паралич. Днепров был вынужден, не доучившись, искать места, чтобы содержать семью. «И по нижайшим прошеньям отца дали в полиции должность писца». Служил он усердно, ему назначили высший оклад. Но завистники добились его ухода. В дом вернулся голод. Днепров перебивался мелкими заработками. Потом вспомнил об учителе, который его любил, а теперь стал директором, «выдвинутый в люди» женитьбой. Тот устроил бывшего ученика в сельскую школу. В деревне Днепров видел, что «земцы живут очень сыто и наслаждаются жизнью открыто», а его ученики «корки замерзшего хлеба грызут».
Мнится Днепрову: и труд, и старанье
Гибнут без пользы, почти без вниманья.
Те лишь в довольстве и неге живут,
Кем презираются честность и труд.
Услышав, что Рукин стал известным юристом в Москве, бедный учитель, не доедая, скопил денег и отправился просить места у товарища детства. В богатой квартире его не сразу приняли. Бывший товарищ его «не узнал» и в ответ на просьбу дать работу брезгливо бросил на стол трёхрублёвку.
Сжалось мучительно сердце тоскою.
– Нет, не сошёлся я с жизнью людскою,
Лишний, ненужный, ничтожный я в ней,
Нечего больше искать у людей:
Звери, грызущие алчно брат брата,
Хищность одна в вашей жизни проклятой,
Вы – паразиты отчизны родной…
Полно, устал я, пора на покой!
На скопленные деньги купил пистолет и застрелился в гостинице.
С 1878 г. произведения В.М. Чуфарина печатались в журналах «Тверской вестник», «Искра», «Светоч», «Благовест», «Кормчий», «Путь жизни».
В 1884 г. в Твери вышел сборник произведений Чуфарина, куда вошли поэмы «Наместник новоторжский», «Ульяна», «Отрок Григорий» и стихотворения. К сожалению, эта книга стала настоящей библиографической редкостью.
Среди поэм на сюжеты из истории Торжка привлекает внимание поэма «Ульяна» рассказывающая трагическую историю, произошедшую в начале XV века. Дочь погибшего новоторжского наместника, жена князя Симеона – Иулияния в неравной борьбе с соблазнителем – князем Юрием Смоленским умирает, предпочитая смерть позору.
В «Библиографической заметке», посвящённой выходу в свет этого сборника, отмечается, что «поэма написана сильным стихом и полна неподдельного драматизма» [9].
Лирические стихотворения В.М. Чуфарина, по большей части, грустны, в них он размышляет о печальных сторонах жизни. Исключение составляют несколько стихотворений, видимо, написанных в период влюблённости и радостных встреч с любимой.
В.М. Чуфарин умер в 1913 г. и был похоронен на Христорождественском кладбище. В 1930-е гг. Христорождественская церковь была разрушена. По воспоминаниям родных, могила сохранялась до Великой Отечественной войны. Потом кладбище было разорено и место застроено.
В элегии «На кладбище» В.М. размышляет о жизни и смерти, о своей судьбе:
Погибну ль я под бременем страданья
И недруг злой сотрёт меня с земли?
Оставлю ль я в сердцах воспоминанья?
Истлею ль я в забвенье и пыли?
Смерть не страшит развязкой роковою,
Свершив земное, должно умереть.
Молюсь о том, чтоб с чистою душою
Мне до конца все скорби претерпеть.
Молюсь о том, чтоб шествие земное
Кому-нибудь я злом не отравил,
Чтоб верил я всегда в одно святое,
Чтобы всегда я ближнего любил.
Творчество самобытного поэта В.М. Чуфарина спустя почти век после его смерти привлекает внимание человеколюбием и искренностью. Написанные хорошим литературным языком, эмоциональные, его стихи и поэмы читаются на одном дыхании. Думается, что они будут интересны и в будущем.
[1] В записи о браке в 1880 г. указан возраст М.В. Чуфарина: 28 лет. В записи о смерти в 1913 г. – 60 лет. Метрические книги Иоанно-Предтеченской и Никольской церквей г. Торжка. ГАТО. Ф. 160. О. 15. Д. 3703, 3865.
[2] ВИЭМ. КОФ 390/1410.
[3] Аттестат, подписанный городским головой Поповцевым. ВИЭМ. КОФ 390/807.
[4] Удостоверение, выданное Новоторжским городским училищем 25 сентября 1879 г. ВИЭМ. КОФ 390/1411.
[5] Адрес-календарь Тверской губернии на 1905 год. Тверь, 1905.
[6] ВИЭМ. КОФ 390/806.
[7] ВИЭМ. КОФ 390/808.
[8] ВИЭМ. КОФ 390/811
[9] ВИЭМ. КОФ 5735.
О.В. Лобанова, зав. отделом Всероссийского историко-этнографического музея (г.Торжок)
Источники информации:
Тверской литературный альманах. - 2008. - №4.;
Торжокская неделя. - 2008. - 19 марта.
http://litmap.tvercult.ru/torzhokskiy/chufarin.html
Основные публикации
Стихотворения: «Два слова», «Упование», «Сонет», «Любовь», «Надгробные речи», «Вера», «Молитва» // Тверской литературный альманах.- 2008. - №4. – С. 102 – 105
Стихотворения / сост. О.В. Лобанова// Новоторжский сборник: Вып.3./ Всероссийский историко-этнографический музей.- Торжок, 2010. – С. 77 - 111.
Стихотворения // Тверская жизнь . – 1991. – 3 октября
Стихотворения // Новоторжский вестник.- 1991 . – 5 января. – С.3.
Литература о жизни и творчестве:
Березина Л. В честь старинного рода в Торжке // Торжокская неделя.- 2005. – 5 января. – С. 6.
Большакова Т.П. «Скорбит душа..»: Очерк творчества В.М. Чуфарина // Свободной музы приношенье.- Тверь, 1999. – С. 121 – 124.
Большакова Т.П. Новоторжский гражданин // Русская провинция. – 1998. - №1.- С.95-96
Кокина С. Новоторжский поэт-самородок // Новоторжский вестник. – 1991. – 5 января. – С.3
Лобанова О.В. Новоторжский поэт Василий Чуфарин // Новоторжский сборник: Вып.3./ Всероссийский историко-этнографический музей.- Торжок, 2010. – С. 75-77.
Лобанова О.В. Новоторжский поэт Василий Михайлович Чуфарин // Тверской литературный альманах. - 2008. - №4.- С.98 - 102
Лобанова О.В. Поэт Чуфарин // Торжокская неделя. - 2008. - 19 марта.- С. 6
New Balance Running Shoes