Промыслы и ремёсла

Новоторжские промыслы и ремёсла имеют давнюю и очень интересную историю. Издавна, человек сам, своими руками изготавливал всё самое необходимое для жизни и быта.

В 17 веке (данные Писцовой книги г. Торжка и посада П.Д. Нарбекова) к числу основных занятий новоторов относились огородничество, охота, кожевенное дело, обработка металла и тканей.

Торжок-город исконно торговый. Его развитию способствовали выгодное географическое положение, т.к. раскинулся на великом водном пути из Новгорода по рекам Мсте и Тверце до впадения её в Волгу.

В 18-19 веках картина ремесленничества заметно меняется. Мужское население большей частью занимается обслуживанием торговых операций, а на первый план выходит женское ремесло (кружево, бисероплетение, золотное шитьё). Активно развивается строительное дело, деревообработка, глиноделие.

Развитие промыслов и ремёсел отражается на жизни города в целом. Издревле и вплоть до революции 1917 года названия улицам города давали сами жители. Названия отражали местные географические условия, особенности местности, главные сооружения улиц, основные занятия горожан. Так появились улицы: Гончарная, Кузнечная, Кожевников,Товарный двор (улица проходила вдоль товарного двора железнодорожной станции), Лесная (улица именовалась так по распологавшемуся на ней рынку,где торговали лесом,дровами и т.д.)  Примером может служить Конная площадь (ныне ул. Конная), где продавали шорные изделия, телеги и колёса, а на улице Пятницкой (ныне ул. Бакунина) располагалась одна из колёсных мастерских.

Итак, основные занятия новоторов:

 

Кузнечное ремесло. Свидетельства местного кузнечного ремесла встречаются в Торжке уже в 11 веке. Это инструменты, различные бытовые предметы, вооружение, конская сбруя, крепёжные детали и т.д. В 18-20 веках в Торжке было более 60 кузниц. Замечательными образцами местной художественной ковки могут служить светцы, оконные и балконные решётки, ажурные украшения зонтов над крылечками домов, узорные спинки карет. Новоторжские кузнецы работали в Твери, Москве, Иверском монастыре под Валдаем, Ниловой Пустыни.

 

Художественная обработка металла. В 10-19 веках обработка цветных металлов получила широкое распространение. В 12 веке на территории Торжокского Кремля была ювелирная бронзолитейная мастерская. В ходе раскопок были найдены нательные кресты, амулеты, подвески, пуговицы, перстни и браслеты. Кроме литья при обработке металла применялись ковка, чеканка, тиснение, штамповка. Большое внимание уделялось медночеканному делу. Из меди изготавливались ритуальные сосуды, разнообразная утварь, кресты, книжные оклады, подсвечники. 

 

Дегтярный промысел. Мини-заводы представляли собой деревянные срубы, крытые  дерном или котлованы со вкопанными в них котлами. Из котлов через специальный холодильник выводилась трубка в лоток, куда стекал при варке деготь. В котёл клали сосновые пни, бересту, входное отверстие замазывали глиной и под котлом разводили огонь. Через несколько часов начинал капать дёготь. Продукт выходил 2-х сортов: ямный (первый ток) – чистый и корчажный – чёрный. «Мажь мужика мёдом, а он все раавно дегтем пахнет». Дёготь шёл на смазку осей телег, обуви, использовался в кожевенном производстве для выделки юфти. Сырьё заготавливали осенью, топили дёготь зимой. В некоторых сёлах получали и скипидар. В районе Митино (г. Торжок) на левом берегу р. Тверцы можно увидеть обвалования бывших землянок – дегтярных котлованов. Еще в 1625 г. в Писцовой книге г. Торжка и посада П.Д. Нарбеков отмечал наличие дегтярей в городе: «Ивашко Иванов сын Опаницын – дехтярь».

 

Колёсный. Техника изготовления колёс включала подготовку сырья (березы, осины), изготовление втулок, ободов, спиц и сборку колёс с окончательной отделкой. Спицы часто делали из рябины. Кустари работали семьями, в основном зимой по 10-12 часов в день. В г. Торжке одна из колёсных мастерских располагалась на ул. Пятницкой д. 21 (ныне улица Бакунина). Лошадей, шорные изделия, телеги, колеса и т.п. продавали на Конной площади (ныне ул. Конная).

 

  • Санный. Процесс начинался с «огибала» затем полозья на целое лето зажимались в «запор». Затем производили «вязку». Конечным этапом была «нахлёстка». Одно хозяйство за год изготовляло до 15-ти саней. Сани украшались резьбой по дереву и росписью. Одни из таких саней заниают ныне место в музее А.С. Пушкина в г. Торжке.

 

  • Бондарный. Бочки делались из  ели. Женщины делали подсобные работы – парили обручи, сушили доски. Дети с 10-12 лет начинали делать мелкие шайки и др. изделия. Специалисты  изготовляли чаны емкостью до 50 ведер. Такие чаны использовались в обработке кож у новоторжских кожевников. Бондари работали с октября по март.

 

  • Судостроение. Для местных нужд изготавливались особые лодки – «ботники» (из осины), «новоторки» и «барки». Наибольшим спросом пользовались большегрузные «барки»   из  сосны размером 35х19х8 метров, грузоподъёмностью до 120  тонн (7500 пудов). Суда строили в деревнях Сахариха, Святцово, Быльцино, Будово, Каменка, Раменье, и в Троицкой подмонастырской слободе.

 

  • Глиноделие.Из глины изготавливали посуду, игрушки, предметы домашнего обихода. Изделия лепили вручную и на гончарном круге, затем несколько часов обжигали в печи. Мастер-гончар заготавливал тесто определенной консистенции (глина, песок, вода), так как при нарушении  пропорций  глина могла трескаться. В г. Торжке была Гончарная слободка, где жили и работали мастера (сейчас это улица Гончарная). Кроме этого делали кирпич, черепицу, дымовые трубы, изразцы. В Торжке на средства городского общества был построен черепичный завод, имелось несколько кирпичных мини-заводов.

Кирпич изготавливали разный – для кладки стен, печей, каминов (огнеупорный), фасонный.

 

  • Известковый промысел– ломка и обжиг. По сведениям шведского инженера Эрика Пальмквиста, посетившего г. Торжок в 1674, в деревне Внуково, в 2-х верстах от города выжигалась прекрасная белая известь. Камень шел на строительство домов, амбаров, фундаментов. Перевозки в город осуществлялись по р. Тверце.

 

  • Рыболовный. Запрещенный способ, которым пользовались для лова рыбы – перегораживали реку (все деревней). За один раз вылавливали до 30-40 пудов рыбы. В 1625 г. П. Нарбеков указывал, что в г. Торжке живет «Степанка Семенов, сын рыболова».

 

  • Охота. Основной добычей были: лисица, заяц, куница, белка, медведь – шкуры. Лось, кабан, птица – мясо. В почти дремучих, огромных лесах, окружающих город было изобилие зверья и птицы. Охотники города жили в Ильинском конце (начало 17-го века).

 

  • Каменотесный. Изготовление жерновов, точил, памятников, элементов строительных деталей и украшений.

 

  • Скорняжничество (выделка и шитье шкур) – полушубки, шапки (овчина, лисица, куница, белка и др.), рукавицы, обувь.

 

  • Кожевенное производство – одна из старейших отраслей промышленности города. Предшественником кожевенного производства было сафьяновое дело. Город играл большую роль в изготовлении сафьяна, а главным образом в заготовке сырья для него. В XVIIвеке был специальный сафьяновый двор, где находились закупленные кожи. Заготовка кож доверялась только знатным людям, и они обязаны были принести присягу на честное выполнение порученного им дела. В конце XVIIвека в городе появляются мелкие кожевенные предприятия по выработке опоек. Способ выделки хранился в строгом секрете. В XVIIIвеке кожевенное производство расширяется, появляются предприятия по изготовлению юфти. [Суслов А. А. Город Торжок и Новоторжский район].

 

  • Бердовщики(плетение из прутьев, корней) – корзины, короба, лукошки, лапти и т.п. Особенно развито было в деревнях и сёлах: Горшково, Петрово, Романово, Поведь, Далекуши, Коростково, Свеклино, Дубровка, Галки. Плели из бересты, мягких гибких корней ели, сосны, прутьев. Прутья заготавливали весной и летом. Перед работой ошпаривали их кипятком или замачивали, не снимая коры, затем плели.

 

  • Резьба и роспись по дереву – изготовление рубелей, вальков, швеек, прялок, мебели, игрушек, посуды пряничных досок и пр. Славились деревни Василево, Дарищи, Ершиха, Любино, Александрово, Владычня, Б. Святцово, Голенищево, Коробово, Захаркино, Березина, Дядино, Малашево, Софонтьево, Хвошня, Шаплово. Для изготовления применялись липа, осина, береза, дуб, клен, рябина. Некоторые изделия новоторжских умельцев хранятся краеведческом музее г. Торжка и музее А.С. Пушкина.

 

  • Кружево и биссероплетение – выполняли мастерицы-надомницы и монахини женского Воскресенского монастыря. Богатые семьи приезжали из других городов и губерний, чтобы приобрести в приданное для своих дочерей изысканные изделия новоторжских мастериц. Кружевом украшали постельное белье, скатерти, женскую одежду и многое другое. Кружева плели в деревнях: Глядини, Кляково, Любини, Погорелово, Юрьицево, Марьино и в самом г. Торжке.

 

  • Золотошвейное дело - зародилось по народным преданиям в XIII веке. Первоначально для вышивки применялось волоченное золото. Затем его сменяют пряденые нити из позолоченной серебряной ленты, скрученной на льняную или шелковую основу. Вышивка такими нитями получила название золотной. В ней также использовались бить – плоская металлическая полоса, канитель -  тонкая проволочка, свитая в спираль, и плетеный золотный шнур. Использовались разные виды швов: «литой», «кованый», «чеканный». Особенностью новоторжского орнаментального золотного шитья являлось употребление металлических нитей, сочетание в узорах золота и серебра, введение в золотную вышивку разноцветных шелковых нитей, которые смягчали блеск металла.

Ещё одна особенность новоторжского золотного шитья -  это его применение на кожаных, сафьяновых изделиях: сапогах и туфлях, рукавицах, подушках, кошельках.

В конце XVIII века предметы золотного шитья Торжка выходят на всероссийский рынок. Постоянные заказы подвенечных платьев и шитого золотом приданного для  своих дочерей поступали от богатого купечества и помещиков окрестных губерний. Новоторжские мастерицы начинают выполнять заказы столичной знати и императорского двора. Одно из любимых парадных платьев Екатерины II вышивала мастерица из Торжка.

В разные годы изделия новоторжских мастериц экспонировались на выставке в Брюсселе, Лейпциге, Пловдиве, Вене, Милане, Париже, Монреале, Загребе, Салониках, Кабуле и занимали почетные места. Искусство торжокских золотошвей вызывало восхищение у многих деятелей культуры, писателей, поэтов, путешественников. Ему посвящены строки в произведениях А.Н. Островского, Л.Н. Толстого,А.С. Пушкина, П.И. Небольсина.

В настоящее время Торжок является единственным центром, сохранившим традиции русского золотошвейного искусства. Изделия фабрики «Торжокские золотошвеи» известны не только в нашей стране, но и за рубежом.

Центром профессионального обучения золотошвейному мастерству является единственное в нашей стране художественное училище золотного шитья.  [Вам захочется вернуться, с. 60-61].

  • Тачальный – изготовление кожаных подушек, туфель, цибиков, сапог и пр.

 

  • Ткачествоежегодно в Новоторжском уезде производилось до 500 пудов холста. Полагая, что в пуде 100-150 аршин (аршин – 0,7 м), общее количество холста 500-800 аршин. Ткали из пряжи, которую пряли из расчесанного льна. Мастерские раполагались в деревнях: Кузовино, Красницы, Александрово, Васиха, Вески.

Промыслы помогали не только обрести дополнительный зароботок, но и развивали творческую фантазию, умение, совершенствовали навыки, служили самовывражением крестьянских талантов. Кроме этого, благодаря промыслам внутренний рынок города насыщался всем, что было необходимо населению в целом.

 

 


 

Список литературы:

1. Торжок и новоторы / О.Е. Юргин, И.Н. Юргина. – Торжок 2001 . – 224 с.

2. Вам захочется вернуться. – Торжок 2007. – С. 60-61

3. Суслов А. А. Город Торжок и Новоторжский район: ист.-эконом. очерк.- Калинин: Калинин. кн. изд-во, 1958.- 111с.

 

 

 

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.