Звук
Шрифт
Интервал
Цветовая схема
Изображения
Новоторжские промыслы и ремёсла имеют давнюю и очень интересную историю. Издавна, человек сам, своими руками изготавливал всё самое необходимое для жизни и быта.
В 17 веке (данные Писцовой книги г. Торжка и посада П.Д. Нарбекова) к числу основных занятий новоторов относились огородничество, охота, кожевенное дело, обработка металла и тканей.
Торжок-город исконно торговый. Его развитию способствовали выгодное географическое положение, т.к. раскинулся на великом водном пути из Новгорода по рекам Мсте и Тверце до впадения её в Волгу.
В 18-19 веках картина ремесленничества заметно меняется. Мужское население большей частью занимается обслуживанием торговых операций, а на первый план выходит женское ремесло (кружево, бисероплетение, золотное шитьё). Активно развивается строительное дело, деревообработка, глиноделие.
Развитие промыслов и ремёсел отражается на жизни города в целом. Издревле и вплоть до революции 1917 года названия улицам города давали сами жители. Названия отражали местные географические условия, особенности местности, главные сооружения улиц, основные занятия горожан. Так появились улицы: Гончарная, Кузнечная, Кожевников,Товарный двор (улица проходила вдоль товарного двора железнодорожной станции), Лесная (улица именовалась так по распологавшемуся на ней рынку,где торговали лесом,дровами и т.д.) Примером может служить Конная площадь (ныне ул. Конная), где продавали шорные изделия, телеги и колёса, а на улице Пятницкой (ныне ул. Бакунина) располагалась одна из колёсных мастерских.
Итак, основные занятия новоторов:
Кузнечное ремесло. Свидетельства местного кузнечного ремесла встречаются в Торжке уже в 11 веке. Это инструменты, различные бытовые предметы, вооружение, конская сбруя, крепёжные детали и т.д. В 18-20 веках в Торжке было более 60 кузниц. Замечательными образцами местной художественной ковки могут служить светцы, оконные и балконные решётки, ажурные украшения зонтов над крылечками домов, узорные спинки карет. Новоторжские кузнецы работали в Твери, Москве, Иверском монастыре под Валдаем, Ниловой Пустыни.
Художественная обработка металла. В 10-19 веках обработка цветных металлов получила широкое распространение. В 12 веке на территории Торжокского Кремля была ювелирная бронзолитейная мастерская. В ходе раскопок были найдены нательные кресты, амулеты, подвески, пуговицы, перстни и браслеты. Кроме литья при обработке металла применялись ковка, чеканка, тиснение, штамповка. Большое внимание уделялось медночеканному делу. Из меди изготавливались ритуальные сосуды, разнообразная утварь, кресты, книжные оклады, подсвечники.
Дегтярный промысел. Мини-заводы представляли собой деревянные срубы, крытые дерном или котлованы со вкопанными в них котлами. Из котлов через специальный холодильник выводилась трубка в лоток, куда стекал при варке деготь. В котёл клали сосновые пни, бересту, входное отверстие замазывали глиной и под котлом разводили огонь. Через несколько часов начинал капать дёготь. Продукт выходил 2-х сортов: ямный (первый ток) – чистый и корчажный – чёрный. «Мажь мужика мёдом, а он все раавно дегтем пахнет». Дёготь шёл на смазку осей телег, обуви, использовался в кожевенном производстве для выделки юфти. Сырьё заготавливали осенью, топили дёготь зимой. В некоторых сёлах получали и скипидар. В районе Митино (г. Торжок) на левом берегу р. Тверцы можно увидеть обвалования бывших землянок – дегтярных котлованов. Еще в 1625 г. в Писцовой книге г. Торжка и посада П.Д. Нарбеков отмечал наличие дегтярей в городе: «Ивашко Иванов сын Опаницын – дехтярь».
Колёсный. Техника изготовления колёс включала подготовку сырья (березы, осины), изготовление втулок, ободов, спиц и сборку колёс с окончательной отделкой. Спицы часто делали из рябины. Кустари работали семьями, в основном зимой по 10-12 часов в день. В г. Торжке одна из колёсных мастерских располагалась на ул. Пятницкой д. 21 (ныне улица Бакунина). Лошадей, шорные изделия, телеги, колеса и т.п. продавали на Конной площади (ныне ул. Конная).
Кирпич изготавливали разный – для кладки стен, печей, каминов (огнеупорный), фасонный.
Ещё одна особенность новоторжского золотного шитья - это его применение на кожаных, сафьяновых изделиях: сапогах и туфлях, рукавицах, подушках, кошельках.
В конце XVIII века предметы золотного шитья Торжка выходят на всероссийский рынок. Постоянные заказы подвенечных платьев и шитого золотом приданного для своих дочерей поступали от богатого купечества и помещиков окрестных губерний. Новоторжские мастерицы начинают выполнять заказы столичной знати и императорского двора. Одно из любимых парадных платьев Екатерины II вышивала мастерица из Торжка.
В разные годы изделия новоторжских мастериц экспонировались на выставке в Брюсселе, Лейпциге, Пловдиве, Вене, Милане, Париже, Монреале, Загребе, Салониках, Кабуле и занимали почетные места. Искусство торжокских золотошвей вызывало восхищение у многих деятелей культуры, писателей, поэтов, путешественников. Ему посвящены строки в произведениях А.Н. Островского, Л.Н. Толстого,А.С. Пушкина, П.И. Небольсина.
В настоящее время Торжок является единственным центром, сохранившим традиции русского золотошвейного искусства. Изделия фабрики «Торжокские золотошвеи» известны не только в нашей стране, но и за рубежом.
Центром профессионального обучения золотошвейному мастерству является единственное в нашей стране художественное училище золотного шитья. [Вам захочется вернуться, с. 60-61].
Промыслы помогали не только обрести дополнительный зароботок, но и развивали творческую фантазию, умение, совершенствовали навыки, служили самовывражением крестьянских талантов. Кроме этого, благодаря промыслам внутренний рынок города насыщался всем, что было необходимо населению в целом.
Список литературы:
1. Торжок и новоторы / О.Е. Юргин, И.Н. Юргина. – Торжок 2001 . – 224 с.
2. Вам захочется вернуться. – Торжок 2007. – С. 60-61
3. Суслов А. А. Город Торжок и Новоторжский район: ист.-эконом. очерк.- Калинин: Калинин. кн. изд-во, 1958.- 111с.
Пользователей онлайн: 0.